Газета "Правда": Топливный шантаж сработал
В конце минувшей недели стало известно, что с октября власти восстанавливают топливный демпфер в полном объёме.
В конце минувшей недели стало известно, что с октября власти восстанавливают топливный демпфер в полном объёме. Шантаж со стороны нефтяников, устроивших рукотворный кризис на внутрироссийском рынке топлива, достиг своей цели. Теперь бюджетные средства опять потекут в их карманы мощным потоком.
В нашей недавней статье «Ценовые рекорды на автозаправках» («Правда», №100 от 15.09.2023) мы подробно описывали причины топливного кризиса, который мы наблюдаем с августа этого года. Коротко говоря, суть в следующем.
Несколько лет назад в нефтяной отрасли начался налоговый манёвр, состоящий в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно заменялась налогом на добычу полезных ископаемых. В результате у нефтяников появился стимул гнать всю свою продукцию за рубеж, так как там почти всегда цены выше. Поэтому, чтобы обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, государство стало компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами. Так появился топливный демпфер.
Выплаты по демпферу исчислялись многими сотнями миллиардов в год. Так, по итогам 2022 года нефтяники получили от государства 2,16 трлн рублей. Для сравнения: доходы федерального бюджета в 2022 году составили порядка 28 трлн, а расходы — порядка 31 трлн рублей. Наглядно это можно интерпретировать так: если бы не выплаты по демпферу, то дефицит бюджета за 2022 год мог бы быть примерно втрое ниже.
Совершенно очевидно, что в нынешних экономических условиях государство уже не может себе позволить такую щедрость. Тем более что после введения европейского эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты в начале этого года стало не совсем понятно, что такое экспортная цена, до которой нефтяникам надо компенсировать разницу с внутренними ценами. Ведь из-за ограничений они всё равно не могли продавать свою продукцию по ценам внешних рынков; они продавали её с огромными дисконтами и с большим разбросом фактических цен.
Поэтому весной 2023 года правительство предложило сократить топливный демпфер вдвое. Сейчас уместно вспомнить, что говорил при этом министр финансов Антон Силуанов (цит. по Интерфакс, 28 апреля): « Разницу при высоких ценах на Западе — мы компенсировали, при низких ценах на Западе — нефтяники доплачивали [в бюджет; но такое было только во время ковидного локдауна. — Т.К.]. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идёт в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берётся — за счёт демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим », — сказал Силуанов.
Таким образом, Силуанов признал, что в нынешних реалиях выплаты по демпферу — это в чистом виде дотация нефтяникам со стороны федерального бюджета, приносящая им сверхприбыли.
Идея сокращения топливного демпфера обсуждалась долго, и его введение несколько раз откладывалось: понятно, что лоббисты от нефтяной отрасли не сидели сложа руки. Однако летом эта идея стала приобретать конкретные очертания. Было решено, что изменение вступит в силу с начала сентября. И когда нефтяники поняли, что сокращение демпфера, несмотря на все их лоббистские усилия, всё-таки будет реализовано, они перенаправили свою продукцию за рубеж. Цены на заправках взлетели, а где-то даже наблюдался дефицит: аграрии южных регионов жаловались, что дизтоплива просто физически нет.
Правительство долго не реагировало на этот кризис, а ситуация быстро усугублялась. И когда она стала критической, власти пошли на жёсткие меры: был введён временный запрет на экспорт нефтепродуктов — на неопределённое время, пока рынок не насытится.
Результат получился так себе. Биржевые цены на нефтепродукты несколько снизились, но это почти не отразилось на рознице: цены на заправках закрепились вблизи достигнутых максимумов и никак не хотели снижаться. Вместо того чтобы насыщать внутренний рынок, нефтяники начали складировать свою продукцию, ожидая окончания действия запрета. Так, на днях в СМИ прошла информация, что хранилища «Транснефти» переполнены; похожая ситуация возникла и на многих нефтеперерабатывающих заводах.
Так что запрет на экспорт оказался не столь эффективен, как ожидало правительство: стабилизировать розничные цены удалось, но вернуть их на приемлемые уровни — нет. Плюс к тому запрет вызвал побочные эффекты. Один из них — дополнительное сокращение экспортной выручки, которое внесло свой вклад в продолжающееся ослабление курса рубля. В минувшую пятницу, 6 октября, курс доллара к рублю опять преодолел психологически важную отметку 100 рублей за доллар; торговая неделя закрылась на уровне выше 100 рублей за доллар впервые с марта прошлого года.
Поэтому запрет на экспорт долго не продержался: он был введён 21 сентября, а уже в минувшую пятницу, 6 октября, власти объявили о частичном снятии запрета, разрешив экспорт дизтоплива, доставляемого в морские порты по трубам. Кроме того, были объявлены новые меры по стабилизации рынка топлива. Нефтяникам будет позволен экспорт, но они обязаны как минимум половину своей продукции отправлять на внутренний рынок. Также для них была несколько увеличена доля обязательной продажи нефтепродуктов на бирже (для дизеля с 9,5 до 12%, для бензина с 13 до 15%). Плюс к тому введена запретительная пошлина на экспорт нефтепродуктов, купленных на внутреннем рынке для перепродажи.
Это вполне разумные решения; с них и надо было начинать (при необходимости корректируя параметры до тех пор, пока не будет нужного эффекта), а не бросаться из крайности в крайность: от полного бездействия на протяжении полутора месяцев до тотального запрета экспорта. Если бы эти меры были приняты ещё в августе, можно было бы не допустить столь острого кризиса, хотя для обеспечения стабильности внутреннего рынка топлива в долгосрочном аспекте всё-таки надо отменять налоговый манёвр.
Однако этими разумными шагами правительство не ограничилось, по-видимому, боясь дальнейшего саботажа со стороны нефтяников. Власти пошли на полную капитуляцию перед нефтяниками, и в дополнение ко всем перечисленным мерам они вернули выплаты по топливному демпферу в полном объёме.
Правительство, конечно же, попыталось представить свою капитуляцию перед нефтяниками в менее позорном свете. «Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1 позволит <…> стимулировать насыщение внутреннего рынка топливом, сдерживая при этом рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», — читаем мы в официальном телеграм-канале правительства. Как мы видим, чиновники сделали вид, что забыли те причины, по которым понижающий коэффициент вводился изначально, то есть о чём говорил министр Силуанов в приведённой выше цитате от апреля этого года.
После возвращения демпфера в полном объёме все остальные описанные выше меры по большому счёту уже не нужны: теперь благодаря щедрым дотациям от государства нефтяникам опять будет выгодно поставлять продукцию на внутренний рынок. Противостояние закончилось, цены на заправках теперь, возможно, придут к более-менее приемлемым уровням. Всё бы хорошо, только платить сотни миллиардов долларов за этот банкет опять будет бюджет, то есть мы с вами.
Последние новости
Ростовская область в рейтинге здорового образа жизни
Регион занимает 23 место среди российских областей по уровню здоровья населения.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Задержание министра транспорта Ростовской области и его семьи
Скандал вокруг собственности жены Виталия Кушнарева
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку