Импортозамещение: топтание на месте

Одна из любимых политических мантр, которую не устают повторять высшие чиновники России, звучит так: «импортозамещение даёт положительные результаты».

Одна из любимых политических мантр, которую не устают повторять высшие чиновники России, звучит так: «импортозамещение даёт положительные результаты». Однако, увы, обнаружить их не просто даже на уровне официальной государственной статистики (которая, как известно, всегда готова выдать желаемое за действительное). А тем более не наблюдаются реальные плоды импортозамещения в реальной жизни.


  Если вы попытаетесь найти «следы» импортозамещения в официальных отчётах Росстата, то с удивлением обнаружите, что в разделе «Показатели, характеризующие импортозамещение в России» на официальном сайте Росстата присутствуют лишь три отрасли экономики: «Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов», «Сельское хозяйство», «Торговля». Причём в последней рубрике упор сделан только на импорт сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Никакого иного импортозамещения Росстат в принципе не замечает.

И вот что любопытно: стройные ряды цифр в отчётах официального статистического ведомства даже в вышеназванных сугубо «съедобных» отраслях никаких прорывов в последние годы не показывают. В какие-то годы идёт рост, а в какие-то — стагнация или спад. Ничего существенного не происходит. Ну разве что производство товара по гос. классификатору — «мясо подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное и субпродукты пищевые домашней птицы» — выросло с 2010 по 2015 год (за более поздние годы Росстат в данном разделе цифр не приводит) в полтора раза, а производство товара «Филе рыбное мороженое» — в два раза. Зато товарное производство из рубрики «Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлаждённое» за тот же период снизилось с 220 тыс. тонн до 195 тыс. тонн.

Что же касается импортозамещения «несъедобной» продукции — станков, механизмов, машин, автомобилей и прочих холодильников со стиральными машинами — об этом у Росстата узнать просто так, с кондачка, не получится. Хочется верить, что причиной тому — повышенная секретность, связанная с СВО, а не полное отсутствие импортозамещения в производстве вышеупомянутых изделий.

Впрочем, при желании в интернете можно встретить и ряд бравурных отчётов о результатах импортозамещения, которые носят в основном пиаровский характер, потому что на основании таких данных невозможно сделать обобщающих выводов о ситуации в стране. Так, скажем, по данным сайта «Сделано у нас», «всего с июня 2015 года в России реализовано более 1895 проектов импортозамещения»! Много это или мало? Быть может, нужны не тысячи проектов, а десятки тысяч? На такие вопросы авторы подобных материалов ответа не дают. Их задача — пропиарить конкретные предприятия и проекты, а не проанализировать реальную ситуацию, какой она складывается на самом деле.

А тем временем общая картина выглядит в целом весьма неприглядно. Несмотря на объявленный курс на импортозамещение, российские предприятия по-прежнему в значительной степени зависят от импортного оборудования. Для снижения доли иностранного оборудования и комплектующих в промышленности, по оценкам экспертов, потребуется не менее 10 лет. По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, только 10% промышленных предприятий России смогли полностью отказаться от иностранного оборудования.

Такой вывод следует из опубликованного в июне 2023 года отчёта по итогам ряда фундаментальных исследований НИУ ВШЭ по теме «Формирование новых подходов к измерению делового и потребительского климата», характеризующий ключевые тенденции импортозамещения, сложившиеся в отраслях промышленности в 2022—2023 годах. Работа базируется на результатах пилотного обследования более одной тысячи промышленных организаций из 30 субъектов Российской Федерации, проведённого в конце 2022 года. Объекты наблюдения — крупные и средние промышленные предприятия, осуществляющие деятельность в обрабатывающей промышленности, по добыче полезных ископаемых, а также по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов и ликвидации загрязнений.

Как утверждают учёные, «объём выборки достаточен для получения необходимой точности выборочных оценок показателей на всех уровнях разработки статистических данных по каждому разделу ОКВЭД или по виду деятельности, относящемуся к соответствующему разделу. Выборка репрезентативна по отраслевому признаку, а также по различным группам предприятий по численности занятых».

Данные исследования, с одной стороны, подтверждают, что импортозамещение при правильном подходе совершенно не обязательно должно проявляться лишь в громогласных пиар-отчётах. 65% производств действительно располагают потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Причём 25% предприятий находятся на максимальном уровне способности выпускать импортозамещающую продукцию, 27 и 13% — на среднем и низком соответственно. Треть промышленных предприятий по результатам опроса не имеют такой возможности.

Абсолютными лидерами по оценке потенциала для выпуска импортозамещающей продукции являются производители лекарственных средств и материалов, 50% которых определяют его высоким и 33% — средним. В топе рейтинга находятся производители машин и оборудования, не включённых в другие группировки (40%), производители электрического оборудования (35%), резиновых и пластмассовых изделий (34%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (33%), текстиля (32%), а также компьютеров, электронных и оптических изделий (30%).

Однако на деле этот потенциал пока в полной мере не реализуется. Одна из главных причин — отсутствие нового отечественного оборудования, не уступающего по качеству зарубежным аналогам. В частности, 45% руководителей производств отмечают высокую потребность в российском оборудовании, сопоставимом с зарубежным, 32% испытывают среднюю необходимость и только 10% в нём не нуждаются.

Наибольшую потребность в новом конкурентоспособном отечественном оборудовании транслируют добывающие предприятия: 85% организаций по добыче угля и 84% организаций, предоставляющих услуги в области добычи полезных ископаемых. Среди предприятий обрабатывающей промышленности наибольшая востребованность в импортозамещении зафиксирована на предприятиях по производству текстильных изделий (61%), химических веществ и химических продуктов (56%), пищевых продуктов (55%) и одежды (54%), а также лекарственных средств и материалов (50%).

Только 25% промышленных предприятий России располагают новым отечественным оборудованием, сопоставимым по качеству с зарубежными аналогами. Абсолютными лидерами здесь являются предприятия по добыче нефти и природного газа, доля нового отечественного конкурентоспособного оборудования у них — 90%. Среди обрабатывающей промышленности о наличии нового отечественного оборудования, сравнимого с зарубежным, сообщили руководители предприятий по производству химических веществ и химических продуктов — 35%, транспортных средств и оборудования — 30%. Минимальное присутствие отечественного оборудования зафиксировано на предприятиях по производству текстильных изделий, мебели, деревообработки, лекарственных средств и материалов, а также автотранспорта.

За последние пять лет, когда тема импортозамещения не сходит с первых полос федеральных СМИ, лишь 22% предприятий увеличили долю нового отечественного оборудования, но одновременно 20% предприятий нарастили долю импортного. Ещё 5% предприятий промышленности импортное оборудование закупали на вторичном рынке.

В частности, на 33% выросла доля импортного оборудования у предприятий отрасли «Производство лекарственных средств и материалов», у предприятий отрасли «Производство резиновых и пластмассовых изделий» — на 31%, «Производство напитков» — на 27%, «Добыча металлической руды» — на 25%, «Производство текстильных изделий» — на 23%, «Добыча угля» — на 21%, «Производство электрического оборудования» — на 20%.

В целом не вызывает сомнений, что российская промышленность по-прежнему сильно зависит от импортного оборудования. По состоянию на конец 2022 — начало 2023 года 18% руководителей промышленных предприятий признали крайне высокую зависимость от используемого импортного оборудования, 47% — высокую зависимость. В частности, очень высокую зависимость констатировали руководители предприятий по добыче угля (36%), из обрабатывающих отраслей — полиграфических производств (40%), текстильных (39%), одежды (35%), деревообработки (35%).

Возможности отечественных предприятий по замещению импортной продукции существенно различаются. Чрезвычайно скептически оценивают руководители промышленных предприятий возможность отказаться от импортных составляющих в производственном процессе для создания конкурентоспособной продукции в краткосрочной перспективе. Лишь чуть менее 10% утверждают, что на их предприятиях возможно полностью отказаться от импортных составляющих, 18% руководителей полагают, что такой отказ в принципе невозможен. Порядка 60% директоров убеждены, что в течение одного-трёх лет смогут лишь частично не использовать зарубежное оборудование, комплектующие, технологии, сырьё и т.д. Среди видов экономической деятельности обрабатывающих отраслей наиболее радикальные настроения сложились на предприятиях по производству текстильных изделий (39% руководителей считают невозможным отказ от импортных составляющих), бумаги и бумажных изделий (34%).

Общая в целом негативная ситуация с зависимостью от импортных технологий и комплектующих усугубляется осложнениями, которые возникают в сфере логистики. Согласно результатам опроса, 22% предприятий промышленности получают или закупают критически важные компоненты производственного процесса в рамках параллельного импорта. Данную процедуру сложной оценивают 54% респондентов, лишь у 35% она не вызывает затруднений.

Верхние строки рейтинга уровня сложности процедуры поставки/закупки критически важных составляющих производственного процесса в обрабатывающем сегменте занимают предприятия полиграфии (80%), а также по производству компьютеров, электронных и оптических изделий (72%), текстиля (71%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (70%), лекарственных средств и материалов (70%), электрического оборудования (64%).

Тем не менее высокопоставленные чиновники не устают рапортовать о высоких достижениях в импортозамещении. Так, заместитель главы минпромторга Василий Шпак огромной победой считает то, что «нам удалось заменить комплектующие для электронных блоков управления» (которые составляют большую часть электронной структуры автомобиля), датчики, разъёмы и жгуты проводов. Это связано с тем, что крупнейшие зарубежные производители электронных блоков управления для автомобильной промышленности прекратили поставки в Россию. В марте 2022 года совместно с автопроизводителями и производителями радиоэлектроники было принято решение о переходе на санкционно-устойчивые электронные блоки управления и унификации основных радиоэлектронных компонентов, после чего будут использоваться компоненты российского производства.

Глава минпромторга Денис Мантуров, который владеет реальной информацией, оправдывает сложившуюся ситуацию так: «У нас никогда не было планов заместить импорт на 100% — я считаю, это просто неразумно и на сегодняшний день. Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырьё. Есть вторая половина мира, которая готова это делать». По мнению г-на Мантурова, заменить всю продукцию импортом в одночасье было бы достаточно дорого. Стопроцентное импортозамещение необходимо лишь в тех отраслях, где речь идёт о национальной безопасности. А поэтому Мантуров не считает политику импортозамещения в РФ неэффективной.

Однако непреложным фактом является то, что даже в стратегических и сверхважных отраслях подчас невозможно заменить иностранное оборудование. И это нередко приводит к неожиданным негативным последствиям. Так, министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов сообщил, что в этом году из-за отказа в поставках импортного оборудования будет выпущено только шесть самолётов Superjet-100 вместо 19, которые планировались.

Неоднозначные рапорты и программные установки высокопоставленных чиновников находят поддержку и у некоторых экспертов. Так, профессор Финансового университета Сергей Богачёв заявил о «невозможности добиться импортозамещения по всей экономике в целом. Опыт показывает, что успеха добивались только те программы импортозамещения, которые имели узкую отраслевую направленность и опирались на хороший внутренний потенциал». По мнению прокремлёвского профессора, даже снижение зависимости от импорта, скажем, в самолётостроении или машиностроении до 20% не решит в принципе проблему зависимости этих отраслей от внешних компонентов. А следовательно, критиковать правительство за низкие результаты импортозамещения не имеет смысла. Если бы подобная точка зрения победила в Китае, скажем, лет 20 назад, то никакого современного китайского автопрома сегодня не существовало бы.

Ещё на одну ахиллесову пяту импортозамещения указывает ряд экспертов, которые отмечают, что проекты импортозамещения по своей сути — инвестиционные, требуют наличия большого свободного капитала, которого у российских компаний нет. Более того, крупные частные инвестиционные проекты без государственных гарантий и соответствующих программ в период СВО таят в себе дополнительные фундаментальные риски, а следовательно, невозможны. Ведь надо одномоментно потратить миллиарды рублей на создание новых высокотехнологичных предприятий, производств и образцов продукции.

Речь идёт прежде всего о станках. Доля российских станков ныне составляет лишь 30%, к 2050 году планируется достичь 50-процентного уровня этого показателя. И не факт, что план будет реализован. Оставшуюся же часть все эти годы по-прежнему будет покрывать импорт. А следовательно, все разговоры об «ускоренном импортозамещении» останутся лишь прекраснодушным пиаром. Ведь, по сути, для действительного, а не мнимого, импортозамещения требуется добиться структурных изменений в экономике: необходимо резко увеличить производство отечественных высокоточных станков и промышленного оборудования. Решение такой задачи по плечу лишь государству, а не отдельным, пусть даже крупным, предприятиям. Но государственные чины не торопятся хотя бы сформулировать такую задачу.

Нынешняя Россия сильно отстаёт во многих сферах производства, особенно в области высоких технологий и производства высокоточного промышленного оборудования. Большинство технологических процессов на наших предприятиях базируются на делегировании части работ зарубежным партнёрам, у которых имеются высокотехнологичные компетенции. На территории нашей страны последние 30 лет подобные компетенции предпочитали не создавать и не развивать. Если в мирной ситуации это можно было считать в какой-то степени оправданным (с точки зрения чистой рентабельности, скажем), то теперь от данной логики предстоит отказаться. Хотя, как показывает практика, ни высокие чиновники, ни приближённые к ним эксперты к этому не готовы. Поэтому впечатляющих прорывов на ниве импортозамещения, не связанного с чистой оборонкой, ожидать не стоит.

Очень много разговоров о «российской операционной системе «Аврора», и понятно почему: изначально предполагалось потратить на неё 480 млрд рублей из бюджета. Теперь планируется только «на доработку» системы до 2027 года израсходовать аж 300 млрд рублей. Цель вполне благородная: «пересадить» все гаджеты чиновников (смартфоны, планшеты, компьютеры) на это отечественное чудо — дабы у коварного Запада не было возможности шпионить. А между тем любой мало-мальски грамотный айтишник знает, что «Аврора» — вовсе не оригинальная разработка и не отечественное чудо русского математического гения, а всего лишь один из клонов бесплатно распространяемой и бесплатно же развиваемой энтузиастами по всему миру операционной системы Linux, которая действительно в корне отличается от операционки Microsoft. Причём «Аврора» имеет в качестве прародителя финское ответвление «Линакса» для мобильных устройств — порядком уже устаревшую Sailfish OS. Это похоже на то, как стопроцентно китайские авто у нас теперь выдают за новые «Москвичи», поменяв на них несколько деталей интерьера и навесив броский шильдик.

Такое вот якобы импортозамещение в айти-сфере вполне устраивает высших чиновников, принимающих решение о финансировании. По мнению независимых экспертов, реальное, а не мнимое импортозамещение в компьютерной сфере возможно лишь при наличии разработок и производства абсолютно оригинальных отечественных процессоров и остального «железа» для компьютеров и смартфонов, к которому и должно быть приспособлено соответствующее уникальное (а не клонированное) программное обеспечение. Решение подобной задачи действительно требует многомиллиардных инвестиций и долгих лет работы. Но, что гораздо проблематичнее, для этого нужно иметь большие команды талантливых и опытных профессионалов, чего ни за какие деньги не купишь и чего у нас в наличии не наблюдается.

Как демонстрируют приведённые нами примеры, даже многомиллиардное государственное финансирование подчас не даёт полной гарантии достижения целей импортозамещения. Особенно, если принять во внимание, что эти цели не сформулированы в виде обоснованной и сбалансированной программы действий по реформированию экономики в целом. С точки зрения «партии власти» в широком смысле, в нашей экономике всё и так прекрасно и не надо ничего принципиально менять ни в финансовой политике, ни в промышленной. Так откуда же тогда возьмутся реальные, а не мнимые успехи в импортозамещении?

Последние новости

Ростовская область в рейтинге здорового образа жизни

Регион занимает 23 место среди российских областей по уровню здоровья населения.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Задержание министра транспорта Ростовской области и его семьи

Скандал вокруг собственности жены Виталия Кушнарева

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Магасе с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *