«Паровоз» встаёт на ремонт

«Караул устал!» Эту ставшую исторической фразу матроса Железняка, сказанную более 105 лет назад и означавшую конец Учредительного собрания в Петрограде,

«Караул устал!» Эту ставшую исторической фразу матроса Железняка, сказанную более 105 лет назад и означавшую конец Учредительного собрания в Петрограде, вполне можно перенести и в наше время применительно к событиям в Старом Свете. Причём гораздо более масштабным, нежели разгон бесполезной в январе 1918 года «учредиловки» революционными матросами.


В наши дни в роли «уставшего караула» выступает Германия, которая целые десятилетия фактически стояла «на страже» экономического благополучия Европы, являясь её сильнейшей и самой развивающейся экономикой.

Но сейчас приходится констатировать, что Германия устала быть «паровозом» экономики Европы и больше не тянет на эту роль: она де-факто вошла в рецессию, что способно спровоцировать ещё более существенные проблемы в других государствах региона. А перед европейцами достаточно неожиданно встали два вопроса, которые испокон веков считались присущими чисто российским реалиям: «кто виноват?» и «что делать»?

Действительно, немецкую экономику уже давно называли «локомотивом Европы». Именно Германия со своей развитой промышленностью, в том числе высокотехнологичной, вытягивала весь регион, прежде всего его менее благополучные страны востока и юга. Дотации из Брюсселя, в которых львиная доля приходилась на деньги немцев, во многом помогли, например, Греции предотвратить банкротство и возможный сценарий выхода из зоны евро.

Итак, кто же виноват в том, что немецкий «караул устал»? Поначалу всё пошло не так после пандемии коронавируса: ограничения нанесли серьёзный удар по значимым отраслям и сократили приток инвестиций. Германия потеряла около 5% ВВП. Затем дали о себе знать застарелые проблемы в энергетической политике: стратегия перехода на возобновляемые источники энергии не оправдала себя, а идея отказаться от двигателей внутреннего сгорания вкупе с медленным развитием технологий больно ударила по автопрому.

«Германия осознаёт, что плохо приспособлена для удовлетворения энергетических потребностей промышленности и слишком зависима от машиностроения старой школы; ей не хватает политической и коммерческой мобильности, чтобы развернуться к более перспективным секторам», — отмечает в связи с этим агентство «Блумберг».

И, наконец, в качестве «горькой ягоды» на этом абсолютно несъедобном «торте» грянули антироссийские санкции, которые очень дорого обошлись немецкой экономике. Цены на энергоносители подскочили в разы, что привело к естественному спаду в целом ряде отраслей.

Неудивительно, что результатом стала рецессия, уже фактически укрепившаяся в Германии: к концу 2022 года ВВП страны сократился на 0,5%, к середине этого года — ещё на 0,4%. Но это лишь верхушка айсберга проблем, стоящих ныне перед страной.

Как считают многие специалисты, опрошенные агентством «Прайм», экономика ФРГ переживает шок из-за инфляции и потери выгодных поставщиков энергоносителей, сырья для химической промышленности и покупателей продукции машиностроения. «Средний класс» вынужден резко и радикально экономить, а большинство секторов экономики падают, сжимается сфера услуг. Число банкротств небольших предприятий растёт, и дальше будет только хуже, считают опрошенные специалисты.

Таким образом, можно констатировать, что к нынешнему печальному положению — фактически неизбежному наступлению рецессии — экономику Германии привела целая совокупность факторов: последствия пандемии, антироссийские санкции и последовавший рост цен на газ и электроэнергию, а также усложнение торговых отношений с Китаем. При этом многие эксперты считают, что кризис в Германии рискует затянуться и распространиться на соседние страны. «Минусовые темпы роста немецкой экономики… уже потянули в рецессию экономику Австрии, где в первом квартале ВВП снизился на 0,3%», — бьёт тревогу австрийская газета «Стандард». По её мнению, под угрозой может оказаться экономическая безопасность и всего Евросоюза.

Аналогичного мнения придерживаются и многие эксперты. К числу главных потенциально «пострадавших» в обозримом будущем они относят страны юга Европы: Грецию, Испанию, Италию, Португалию. Если раньше Германия могла обеспечить им необходимое число туристов, которые везли деньги и исправляли многие беды, то сейчас это — большой вопрос. Как и с дотациями из Брюсселя.

Другими словами, эпоха лёгких денег для стран ЕС закончилась. Теперь, случись в Евросоюзе кризис образца греческого, Германия эффективно помочь уже не сможет. При этом парадоксально получилось так, что немцы, в своё время оттирая других европейских игроков от сотрудничества с Россией, именно из-за этого сами больше всех пострадали от антироссийских санкций. Хуже всего дела обстоят в машиностроении, химии и нефтепереработке, сфере услуг, в высокотехнологичных отраслях и сельском хозяйстве. Нынешняя депрессия — прямое следствие санкционных проблем.

Выигрывают от всего этого лишь США, поскольку, пользуясь столь удобным случаем, перетаскивают к себе инвестиции не только из Германии, но и из других стран Европы — да и вообще отовсюду, откуда возможно. Именно за океан уходят из немецкой экономики и деньги, и технологии будущего.

Кто виноват — стало понятно, остаётся второй вопрос: что делать? В связи с этим выглядит закономерно, что проблемы Германии рикошетом ударят не только по Европе, но и значительно шире. Мировая экономика взаимосвязана, и проблемы в одной развитой и значимой стране вызывают аналогичные процессы и в других. Не исключены распад общеевропейской коалиции, усиление трений и противоречий между богатыми и бедными странами региона, дальнейший рост социальной напряжённости. Причём не только, например, в бедной Греции, но и в ещё недавно процветавшей Германии: рядовые немцы всё отчетливее понимают, что антироссийская политика приносит им не благополучие, а сплошные убытки.

Европейцы всё больше начинают осознавать, что ведущие политические силы и партии в их странах находятся в той или иной форме под контролем США и что-либо предпринять сложно как левым, так и правым. А это означает, что скорого изменения ситуации не будет, как бы этого ни хотели народ Германии и жители других европейских стран. Европу, полагают эксперты, вероятнее всего ждёт очень серьёзный экономический спад, прежде чем произойдут изменения в обществе и на государственном уровне. Ситуация может затянуться минимум на несколько лет, и лишь тогда европейское общество будет готово освободиться от давления и контроля за своей политической системой со стороны Штатов.

Одновременно в ФРГ и Европе в целом должно созреть понимание необходимости восстановления и налаживания вменяемого бизнес-диалога с Россией вместо сегодняшнего американского диктата, невзирая на существующие политические противоречия. Тем более что вся многолетняя предыдущая практика таких отношений как на уровне отдельных европейских стран, так и ЕС в целом наглядно подтверждает, что именно такое сотрудничество всегда лежало в основе взаимовыгодного партнёрства и, соответственно, успешного развития всех участников этого процесса.



Последние новости

Ростовская область в рейтинге здорового образа жизни

Регион занимает 23 место среди российских областей по уровню здоровья населения.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Задержание министра транспорта Ростовской области и его семьи

Скандал вокруг собственности жены Виталия Кушнарева

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Саранске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *