Миры и дни Игоря Ваганова

Фильм ростовчанина показали в кинотеатрах Лос-Анжелеса в самый разгар санкций и русофобии Обычное классическое интервью по принципу «вопрос-ответ» с Игорем Вагановым сделать не получится,

Фильм ростовчанина показали в кинотеатрах Лос-Анжелеса в самый разгар санкций и русофобии Обычное классическое интервью по принципу «вопрос-ответ» с Игорем Вагановым сделать не получится, в этом я убедилась после второго вечера общения с ним по телефону. Как и просто задать несколько вопросов – тоже. Потому что первый же вопрос станет осью, вокруг которой будут кружиться миры Ваганова. Здесь будет все – от размышлений об абсурдности отмены русской культуры до портала в другое времяизмерение в центре невыносимой легкости бытия... А все началось с простого вопроса : «Как твой фильм «Death Day» прорвался на международную выставку в Лос-Анджелесе?» . И, как говорится, понеслось.

Фильм, который вы не видели Некоторые художественные творения могут существовать во времени самостоятельно, вне зависимости от своего создателя. И каждый зритель может увидеть в нем то, что созвучно его времени. Наверное, таким вневременным и получился фильм Игоря Ваганова «Death Day».

Первые зрители увидели «День смерти» еще в 2014 году. Этим специальным проектом  — аудио-визуальной инсталляцией «Death Day» (совместно с группой Job Karma и мистическим загадочным проектом The Magic Carpathians Project) - на трех видеоэкранах открывался XIII Вроцлавский индустриальный фестиваль. Уже тогда его назвали «наиболее важным проектом года».



Потом были:

2018 - 8-й Международный фестиваль видеоарта Festival Internacional de Videoarte FIVA 8. Centro Cultural San Martín, Буэнос-Айрес, Аргентина;

2019 - Специальный приз «Особое упоминание жюри фестиваля» (Honorable Award) на 10-м Международном фестивале новых медиа, видеоарта и аудиовизуальных технологий MADATAC X. Мадрид, Испания;

2019 - Международный фестиваль электронного искусства и технологий FILE  — Electronic Language International Festival. Сан-Пауло, Бразилия;

2019 - Festival Internacional de Arte Eletrônica TIMELINE: BH#5. Cine Sesc Palladium, Belo Horizonte, Бразилия;

2019 - 14-й Международный фестиваль Европейского кино MUCES  — International Film Festival 14 Muestra de Cine Europeo MUCES. Спецпрограмма: презентация лучших фильмов фестиваля MADATAC X, Мадрид. Музей Современного Искусства Эстебана Висенте (Museo Esteban Vicente), Сеговия, Испания;

2022 - Международная выставка 1989. MinEastry of Postcollapse Art and Culture (MPAC),  Портланд,  США;

И, наконец, 2022 - Международная выставка 1989: The Postcollapse In Art And Culture. CCAG / MPAC,  Лос-Анджелес,  Калифорния,  США. Выставка с сентября представляет работы 24 мировых художников и творческих коллективов , включая «Death Day” ростовчанина Игоря Ваганова, и завершается сегодня, 6 октября.

В Калифорнии фильм Ваганова уже показывают больше месяца — в самый разгар антироссийской истерии. А в России этот фильм практически не видел никто.

О состояниях и патриотизме Я, как и многие россияне, не видела фильм «Death Day». Могу судить о его содержании только по фразе из интернета: «День смерти» не о смерти как физической величине, хотя это очень физический проект, он - о духовной смерти, о мире который мы теряем и который уходит. О том продолжающем оставаться для нас важным в этом мире. И он о культуре, которую мы несем от рождения всю свою жизнь до самой смерти как некий генетический код. За разрушением этого исторического и генетического кода неминуемо следует коллапс». Ну как бы ничего авангардно-неожиданного. Значит, дело не в содержании, а в его воплощении. Но задавать банальные вопросы режиссеру о задумке, о жанре, об актерском кастинге, здесь - тоже не туда.

- Я не режиссер, который ставит перед актером задачу. Я снимаю не человека, но проживаемое им здесь и сейчас какое-то состояние. Я снимаю Состояние. Это импровизация. Очень похожая чем-то на фри-джаз, я люблю спонтанность и аутентичность, - пытается объяснить мне свое творчество Ваганов. – Все начинается со звука, который ты ищешь и находишь для себя – именно не с музыки, а отдельно взятого звука. Время это тоже звук. Я также очень люблю монтаж, именно он помогает творить Магию. И еще я практикующий, я должен все трогать руками, ушами, глазами, кожей. Когда я снимаю, я сначала должен ощутить эту тактильность – потрогать звук.



- А еще я понял, чтобы сделать такой проект, такой фильм, видимо нужно под него лечь и немного умереть. Иначе все быстро скатиться в рядовой китч. Которого сейчас и так в переизбытке, который люди уже по привычке называют искусством. Но который с искусством имеет мало общего на самом деле. В своей комфортности и ангажированности. Но "музыка — это не Бах и не Бетховен, а консервный нож для открытия души", - как писал в бытность Генри Миллер в своем "Тропике Козерога". И продолжая мысль, "в театр ходят думать, а не развлекаться", - как недавно точно заметил один из наших уважаемых режиссеров. Так для чего тогда весь этот "тропик смерти" - вопрос? Приведу еще одну цитату: "Ты не можешь показать кому-либо то, чего он уже не видел , на каком-то уровне - больше чем ты можешь рассказать кому-либо то, что он уже не знает. Функция художника – пробуждать ощущение удивленного узнавания: показывать зрителю то, что он знает, но не знает, что знает». Когда-то для меня эти слова другого классика Уильяма Берроуза стали определяющими в этом "здесь" и "сейчас". И конечно я благодарен актрисе фильма Светлане Филипповой, прекрасным британским музыкантам The Revolutionary Army of the Infant Jesus и моим польским друзьям за то, что они отважились и поверили в этот проект, позволив его воплотить.

И тогда я спрашиваю в лоб: «Что такого в твоем фильме, созвучного с современным миром, что, не взирая на санкции и мировую русофобию, его целый месяц показывают на международной выставке в Америке?».

- На фестивалях такого уровня иной подход к тому, что показывают. Организаторы таких мероприятий не судят о фильмах по твоему происхождению и рангам. Им важно показать некий уровень, что-то передовое. И особое внимание уделено работам, которые затрагивают сложные и актуальные вопросы современного искусства и культуры, как и мира. И вот, исходя из всего этого, «Death Day» попал туда, - говорит мой собеседник. - Я согласился не только потому, что это приглашение приятно для меня, как для художника. Тем более, что я понимаю и хорошо знаю, как в свете сложившейся ситуации это все сложно. Прорваться с флажком России в списки участников такого фестиваля – это психологически и идеологически большой шаг. Потому что это тоже фронт, культурный фронт. А то, что этот фильм в разгар всей этой душераздирающей русофобии показывается в Америке - это разве не повод для гордости? Я ведь русский. И им всегда остаюсь. Хотя в России фильмы того же Тарковского массовый зритель считает самыми скучными… Получается, что мы русское кино – а «Death Day» именно русское кино - показываем там, где русскую культуру пытаются запретить. Звучит парадоксально, но может, они несколько иначе посмотрят на нас? Поймут, что мы хотим? Ради чего мы живем?

Игорь вспоминает, что когда первый раз привез «День смерти» на фестиваль во Вроцлав в 2014 году, в мире уже была сложная обстановка в связи с украинским «майданом». И сразу по прибытию организаторы предупредили его, что местные масс-медиа хотят взять у него интервью.
«Мы будем говорить об Украине?» - сразу спросил Ваганов. «Нет, - ответили организаторы. – Мы будем говорить о культуре. И о том, как ее сохранить». «Тогда добро пожаловать в «Death Day».

А вот мнение о нынешнем показе фильма американской стороны:

«Российский художник и рок-журналист Игорь Ваганов объединяет усилия с английской группой Revolutionary Army of The Infant Jesus, чтобы написать пронзительное размышление о жизни, духе и смерти. Вплетая поэзию Арсения Тарковского в свой аудиовизуальный ландшафт, этот чувственный опыт задерживается на вещах, которые по-прежнему важны для нас в мире, который мы теряем. Для Ваганова «снимать все равно, что полоскать рот осколками битого стекла». «День смерти» был официальным участником многих фестивалей и арт-площадок, и получил многочисленные отзывы критиков, включая программу лучших фильмов 14-го Международного кинофестиваля Muestra de Cine Europe в 2019 году. Мы имеем честь представить эту работу как часть нашего проекта. Мы находим вашу работу, а также наше общение с вами очень вдохновляющими, яркими и мощными. Пожалуйста, знайте, что у вас есть вся наша поддержка; мы думаем о вас с наилучшими пожеланиями и искренней благодарностью»…

Глаголь и временные дыры Разговаривать с Игорем Вагановым можно часами. Он обрушивает на собеседника поток информации. И если первый час ты еще пытаешься задавать вопросы, то потом – ловишь состояние и только успеваешь отмечать про себя – да, и я так думаю, да, и у меня так было, да, и я так же чувствовала. Вспомнив вагановскую формулу «звук – состояние», я решила разъяснить для себя этот почти гипноз. В его имени и фамилии два раза встречается буква «г». В церковнославянской азбуке - «глаголь», то есть «говори». Как бы свыше моему собеседнику поставлена задача – говорить, общаться, коммуницировать. Потому он и общается с миром всеми возможными способами – через журналистику, через живопись, через видеоарт. Через искусство.

- Искусство для общения – идеальная возможность, - тут же подтверждает мои мысли Ваганов. - Если люди общаются – они узнают друг друга, им сложно промыть мозги по какой-либо теме. Это как народная дипломатия, в которую я всегда верил, как лучший путь для понимания друг друга через времена, религии, ментальность и расстояния. Очень удобно, когда люди живут и не интересуются ничем вокруг себя – «жить так легко с закрытыми глазами, ведь все на свете нереально», как когда-то пели Битлз. Такими людьми легко манипулировать. Искусство связывает, это – ключ к узнаванию и пониманию друг друга.



- Сейчас в моей стране у людей есть более важные заботы, чем какое-то авангардное кино, я все понимаю. И весь этот наш душевный разговор, наверное, тоже никому не нужен. Другие темы важны, но для меня, к примеру, сейчас очень важно успеть снять старый исторический центр моего родного Ростова. Тот, который безжалостно разрушают нынешние чиновники. Я хочу успеть поймать состояние той архитектуры, этих улочек, дух людей, когда-то живших там, снять состояние уходящего мира, целой, наверное, эпохи. Мира моего детства. И уже начал эту работу. А когда завершу – не знаю, успею ли. Этот мир вокруг быстротечен. И это очередная попытка поймать состояние той быстротечности.

Так что, если увидите на старых ростовских улочках Ваганова – не спрашивайте про режиссерские задачи, просто живите в кадре дальше. Он подстроится. А потом смонтирует некий переход в другое времяизмерение.

И , да, попробуйте почувствовать поток другого мироощущения. Есть в городе такие места, которые помогут ощутить пересчет состояний. По словам нашего собеседника это – львы перед зданием правительства и та самая «...опа Ленина» на площади имени пролетарского вождя. Это порталы совсем в другое измерение. Уверена, что многие ростовчане добавят в список временных дыр свои места. Многие сбегают туда, когда реальность становится слишком фигуративной.




Последние новости

Первое успешное применение радиочастотной аблации в Ростове-на-Дону

Два ребенка с редким пороком сердца прошли высокотехнологичную операцию.

Новый виток экономического роста в России

Эксперты прогнозируют положительные изменения на ближайшие годы.

Турнир по спортивной гимнастике в Волгодонске: яркие достижения и памятные моменты

Спортсмены из разных регионов России собрались, чтобы продемонстрировать свои навыки и почтить память мастера спорта СССР.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Ступино

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *