Академик Александр Чубарьян: С первого сентября в школах России историю будут изучать по-новому

Академик Александр Чубарьян через журнал «Родина» обратился с напутствием к учителям истории Донбасса.

Академик Александр Чубарьян через журнал «Родина» обратился с напутствием к учителям истории Донбасса. / Александр Корольков

К первому сентября в школах России появятся новые учебники истории. Какие исправления в них внесены, рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Александр Оганович, учебники пришлось готовить в ускоренном темпе. В каком они состоянии?

Александр Чубарьян:  Учебники подготовим к концу 2023 года. Но в школах к первому сентября появятся книги для 10-11 классов, которые охватывают XX и начало XXI века.

Ситуация, которая сейчас сложилась, требует корректировки старых учебников. Принято решение о том, что на каждую параллель будет одна линейка учебников. Школьный предмет будет называться как и в стандарте «История» и состоять из двух частей: «История России» и «Всеобщая история».

Сами понимаете, работа была срочной. Учебник по всеобщей истории почти готов. Он находится в издательстве. Было много замечаний от учителей и преподавателей. Они все учтены. Насколько мне известно, учебник по истории России также в завершающей стадии.

История творится у нас на глазах, пришлось дорабатывать курсы. Что в них нового?

Александр Чубарьян:   Они серьезно переработаны. Нет, оттуда не исчезла история Европы, как некоторые опасаются. Но добавлены значительные материалы по истории Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.

Расширена и часть о роли России в мировой истории. В конце учебника — рассказ о современной ситуации в мире, в частности вокруг Украины в международном контексте. Анализируются причины сложившегося положения, дается характеристика политики НАТО.

В учебнике — рассказ о современной ситуации в мире, в частности вокруг Украины. Анализируются причины, дается характеристика политики НАТО

То есть это редкий для учебников случай, когда они заканчиваются современностью?

Александр Чубарьян:  Можно сказать и так. Ведь учебник рассказывает о современной политике, экономической и социальной ситуации в разных странах.

Вы сказали о замечаниях: чего они касались?

Александр Чубарьян:  Педагоги предлагали усилить ту или иную тему. Или, например, шла речь о том, что учебник для 9-го класса очень перегружен материалами — приходится изучать темы, начиная с Французской революции и до Первой мировой войны. Решено события во Франции перенести на восьмой класс. А девятый начинать со второй четверти XIX века. По просьбе учителей мы немного сократили обилие цифр и подробностей. Существенно скорректирован раздел о первобытном обществе, в частности добавлены сведения о современных открытиях.

И еще один вопрос, касающийся школьного исторического образования. На днях пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила на весь мир: «На этой неделе отмечается годовщина завершения Второй мировой войны в Европе и победы США и союзнических сил над фашизмом на континенте». Ни слова про СССР. Она плохо училась или это намеренное искажение истории?

Александр Чубарьян:   На Всемирном конгрессе преподавателей истории в Москве был представитель США, автор учебников, который заверил, что американские учебники отдают дань Советскому Союзу и его вкладу в Победу. Дело тут в другом. Историю вводят в современный политический контекст.

Почему некоторые стремятся исключить нашу страну из героической истории Второй мировой войны, хотя Победа и роль в ней нашей страны бесспорны. В XX веке не было более значимой и более позитивной реакции мира в отношении СССР, чем на Победу. Именно поэтому сегодня такие мощные попытки опровергнуть, перечеркнуть позитивный образ России. Это делается для того, чтобы приуменьшить роль нашей страны в истории и современности.

Учеными готовится единый учебник истории России. С 1 сентября 2023 года по нему начнут учиться пока 10-11-е классы.  Фото: Сергей Куксин

И еще. Во время войны мы были вместе. Вместе с США и Великобританией одержали победу. Вместе спасли человечество от нацизма и фашизма. И это не вписывается в сегодняшнюю политическую повестку западных стран. По этой причине идет гиперактивное опровержение истории. Причем стараются в этом не только США. Возьмите последнее украинское решение отменить 9 Мая и совершенно фантастическая идея Польши «отменить» на картах Калининград и называть этот город старым польским названием, которое было до «Кенигсберга». Это тоже наступление на итоги Второй мировой войны. Но Польша получила большую часть Пруссии, нежели СССР. И не в ее интересах пересматривать итоги войны.

Абсолютное отсутствие исторической логики и отрицание фактов коснулось только политиков или есть ученые, которые стоят за их заявлениями?

Александр Чубарьян: Нет, это главным образом чисто политическая спекуляция. В истории есть события, которые могут быть по-разному интерпретированы. Мы готовы обсуждать варианты. Но есть явления и события, которые бесспорны. Никому же не нужно доказывать, что земля круглая, а не плоская. Или что в США были рабовладельцы. К таким фактам относится и роль Советского Союза в войне. Заявлять что-то иное — абсурдно. Но с абсурдом очень трудно спорить. Люди, которые выдвигают подобные вещи, не слушают никаких аргументов. То есть, если верить пресс-секретарю Белого дома, нужно отменить все конференции: Тегеранскую, Ялтинскую. Ведь Рузвельт встречался с Черчиллем не один на один. Во всех договоренностях принимал участие и Сталин. Они обсуждали структуру послевоенного мира. И отрицать роль в этом СССР — это прежде всего не уважать своих руководителей. А также собственных историков, которые создали огромную литературу, касающуюся войны. И ни одного подобного заявления там нет.

Во время войны мы были вместе. И это не вписывается в сегодняшнюю политическую повестку западных стран. Идет гиперактивное опровержение истории

Напомню также, что Черчилль получил Нобелевскую премию за свой труд о Второй мировой, где очень высоко оценил вклад СССР.

Я не сторонник недооценивать вклад союзников: они освободили Францию и Италию. Но англо-американских войск не было ни в Польше, ни в Болгарии, ни в Румынии, ни в Прибалтике. Кто их освободил? Наша армия — это очевидный факт. Другой вопрос, как эти страны развивались после Второй мировой войны. Но ответ на него не связан с ходом и итогами войны.

Я уверен, что на Западе есть немало историков и политиков, с которыми можно вести диалог, в том числе и по истории Второй мировой.

Между тем

Ранее академик Александр Чубарьян рассказал «РГ», что узнают школьники бывшего CCCР из своих учебников о нашей общей истории:

— Мы изучаем учебники СНГ. В большинстве стран считают, что после краха Российской империи они обрели независимость, но к 1922 году ее утратили. Соглашаясь с такой постановкой проблемы, не могу не напомнить, что смена госустройства, которая произошла к 1921-1922 году в Беларуси, на Украине, в Закавказье, в Средней Азии, сопровождалась приходом к власти и их местных большевиков, а не только ставленников Москвы. Впрочем, в странах СНГ указывается, что в рамках Советского Союза они не были лишены определенных элементов независимости: флага, герба, гимна, парламента, что создало условия для роста национальной идентичности.

Образование СССР рассматривается двояко. Есть, как позитивные, и негативные стороны этого процесса. Например, все страны получили возможность экономического развития в составе единого государства. В СССР не было ущемления национальных языков. Ученые СНГ единогласно отмечают, что наиболее мощным проявлением этого единства была победа в Великой Отечественной войне.

Особое внимание, правда, с большой долей критики, вызывают вопросы, насколько оправданы были территориальные размежевания, которые произошли в результате образования СССР. И второе, что дискуссируется: включение в Устав СССР возможности выхода из его состава. Думаю, что сложности, которые мы корректно обсуждаем, связаны и с тем, что в соседних странах формируется собственная национальная идентичность.

Официально

Сергей Кравцов, министр просвещения РФ:

— Под руководством наших коллег — помощника президента России Владимира Мединского, ректора МГИМО Анатолия Торкунова и историка, академика РАН Александра Чубарьяна — разрабатывается единый учебник истории.

В новом едином учебнике мы идем к объединению всеобщей истории и истории России в единый курс.История в нем не разобщает, а объединяет. Этот учебник должен быть интересным, современным, интерактивным, чтобы с его страниц можно было попасть, например, в Музей Победы или почитать материалы министерства обороны. С 1 сентября в 10-11 классах уже смогут работать по новому учебнику.

Елена Новоселова

Подготовила  Мария Агранович

https://rg.ru/2023/05/15/uchebniki-i-ucheniki-istorii.html

Последние новости

По уголовному делу министра финансов Ростовской области Лилии Федотовой допросят её заместителя

В рамках расследования уголовного дела главы Минфина Лилии Федотовой будет допрошена её заместитель Лариса Аношина.

Жители Аксайского района могут бесплатно воспользоваться услугой пункта проката технических средств реабилитации

Жители Аксайского района могут бесплатно воспользоваться услугой пункта проката технических средств реабилитации.

В целях реализации национального проекта

В Ростовской области в целях реализации региональной программы по повышению рождаемости в рамках национального проекта «Семья» с января 2025 года установлены новые меры поддержки.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Уфе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *