Как зарабатывать сотни тысяч сразу после вуза. Интервью с ректором МГТУ им. Баумана Михаилом Гординым
Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин: Двести тысяч после диплома — это реально — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин: Двести тысяч после диплома — это реально — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
Что должно быть написано в дипломах инженеров? Как зарабатывать сотни тысяч сразу после вуза? Нужен ли в техническом университете бакалавриат? На вопросы «Российской газеты» отвечает ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин.
Михаил Гордин: Нам нужны специалисты, которые начнут работать сразу после окончания вуза. / Александр Корольков/РГ
Михаил Валерьевич, в разгаре приемная кампания. Вы сколько человек возьмете в Бауманку на первый курс в этом году? И какие баллы у абитуриентов?
Михаил Гордин: Мы принимаем около 4 тысяч человек ежегодно на первый курс. Средний проходной балл в прошлом году был в районе 260. На топовые направления — 280+. Но есть специальности, где проходной и 295, и 300.
Вы бакалавриат еще не сокращали? Инженер с дипломом бакалавра экономике страны пригодится?
Михаил Гордин: В МГТУ за 4 года готовят на разных направлениях подготовки. Инженерных, в том числе. Правда, немного странно звучит «бакалавр в инженерии», но есть и такое. В будущем наверняка станет больше специалитета и, возможно, сократится бакалавриат. Но и бакалавриат, и магистратура точно останутся. Но когда мы учим инженера-разработчика, четырех лет для подготовки маловато.
Болонская система многое «ставила» на академическую мобильность студентов. А как теперь?
Михаил Гордин: Мы точно хотим оставить бакалавриат для иностранных студентов. Для них это понятная система. Они получают качественное образование и уезжают домой работать с дипломом, который понятен тамошним работодателям. Магистры тоже охотно едут на наши магистерские программы из-за рубежа. Но мы не хотим ставить академическую мобильность выше требований национальной экономики. Нам нужен специалист, который начнет работать сразу. Поэтому, возможно, появится больше 5-6-летних программ, чтобы на выходе из вуза получался готовый работник.
У медиков нет бакалавров, у педагогов тоже нет. Это все специалисты. В инженерии по большому счету тоже должно быть преимущество специалистов.
Но все же — кого из инженеров можно подготовить за 4 года?
Михаил Гордин: Это редкость. Возможно, инженера эксплуатации, возможно, инженера по одному из направлений в информационных технологиях. Но в целом повторю, чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырех лет мало.
К осени будут представлены меры по созданию национальной системы высшего образования. В минобрнауки пообещали рассмотреть все предложения. У вас они есть?
Михаил Гордин: Их несколько. Первое. Мы, конечно, хотели бы, чтобы в университетский диплом вернулась квалификация «инженер» вместо безликого «специалист». Сейчас в дипломе пишут так: квалификация «специалист» или «бакалавр», специальность «Информационные системы», например. Нам бы хотелось видеть сразу четкую квалификацию — «инженер-механик», «инженер-системотехник», «инженер-электронщик» и т.д. Хотим, чтобы люди, которые стали инженерами, гордились этим.
Второе. Еще мы размышляем над вариантом, когда, поступив на специалитет, студент мог бы через 4 года закончить обучение бакалавром, если вдруг решит, что так ему лучше. И наоборот — с бакалавриата перейти на программу специалитета. Это сложно: придется менять закон об образовании. Сейчас, по идее, поступив на бакалавра, можно потом передумать и перейти «в специалисты» — на другую программу, другую кафедру. Но студент теряет в таком случае отсрочку от армии. Потому что по закону о воинской службе смена программы обучения — это уже новое образование, второе.
Третье. Возможность после специалитета заканчивать магистратуру. Например, отучившись 6 лет на инженера-конструктора, решает закончить магистратуру — по смежной специальности. Сегодня многое завязано на технологиях, на новых способах производства, металлообработки, сборки… И у конструкторов часто не хватает знаний, в том числе технологических. Поэтому иногда имеет смысл инженеру-конструктору пойти в магистратуру, чтобы узнать больше о новых аддитивных технологиях.
Бауманка вошла в тридцатку вузов, где откроются передовые инженерные школы для магистров. Кого будете готовить?
Михаил Гордин: Системных инженеров для ракетно-космической отрасли. Профессионалов, которые могут связать вместе механику, электрику, системную автоматизацию. Такой широкий подход мы не всегда можем дать даже за 6 лет. Но чтобы стать генеральным конструктором, нужно это уметь и знать. Мы здесь работаем вместе с «Роскосмосом».Чтобы получить фундаментальное инженерное образование, четырех лет подготовки в университете недостаточно
Получается, это целевая история? В Бауманке всегда было много целевиков — промышленность, оборонка. А сейчас?
Михаил Гордин: По специальностям, которые связаны с оборонно-промышленным комплексом, с вооружением, военной техникой целевики занимают практически все места — это наша особенность. Но есть один момент. Когда мы говорим о целевом наборе в вуз, и абитуриенты, и работодатели часто в первую очередь думают о своих гарантиях. Студенту гарантировано рабочее место после диплома, а предприятию — качественно подготовленный сотрудник. Хочется здесь немного перенести фокус на раннюю профориентацию. Важнее в целевом приеме, на мой взгляд, тема раннего вовлечения абитуриента, а потом и студента в деятельность того предприятия, на котором он будет работать. Это и есть ранняя профориентация.
Робот в классе: кто и как будет преподавать школьникам робототехнику
Правда, что диплом Бауманки сразу дает выпускнику-айтишнику зарплату в 200 тысяч рублей? На какие специальности поступать?
Михаил Гордин: По сути, любая специальность в нашем вузе после 6 лет обучения дает возможность зарабатывать 200 тысяч. Но для этого нужно начать работать не после диплома, а гораздо раньше. И, кстати, 200 тысяч — это средний уровень. Есть и те, кто зарабатывает по полмиллиона, а есть те, кто по 100 тысяч.
Вообще, сегодня все, что связано с цифрой», — в топе. У вас на всех направлениях подготовки учат цифре?
Михаил Гордин: В целом цифра, «айти» пронизывает практически все специальности. Программная инженерия, информационные технологии, прикладная математика, автоматизированные системы обработки, вычислительные системы… Сколько айтишников готовит Бауманка? Да у нас все айтишники. Без этого сейчас инженеру работать невозможно. Информационные технологии — тот инструмент, без которого современному инженеру никак.
Мария Агранович
Последние новости
Первое успешное применение радиочастотной аблации в Ростове-на-Дону
Два ребенка с редким пороком сердца прошли высокотехнологичную операцию.
Новый виток экономического роста в России
Эксперты прогнозируют положительные изменения на ближайшие годы.
Турнир по спортивной гимнастике в Волгодонске: яркие достижения и памятные моменты
Спортсмены из разных регионов России собрались, чтобы продемонстрировать свои навыки и почтить память мастера спорта СССР.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований