Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть Х. Геннадий Ванденко (окончание)
О 44-летнем периоде ростовского житья-бытья и творчества Геннадия Павловича Ванденко повествование продолжает его соавтор и дочь — Анна Геннадьевна Свичкарева,
О 44-летнем периоде ростовского житья-бытья и творчества Геннадия Павловича Ванденко повествование продолжает его соавтор и дочь — Анна Геннадьевна Свичкарева, преподаватель отделения «Фортепиано» ГБОУ СПО РО «Ростовский колледж искусств», выпускница этого прославленного учебного заведения донского региона.
***
Моя жизнь в Ростове и учёба в Ростовском училище искусств началась в сентябре 1978 г. С первого дня учёбы в классе легендарного Кима Аведиковича Назаретова я изо всех сил стремилась не подвести своего педагога и не спасовать по всем остальным предметам. Да и контроль за успеваемостью со стороны завуча, к тому же моего родителя Ванденко Г.П., был неусыпным. Никогда не забуду наказание, которое постигло меня из-за одной итоговой семестровой четвёрки. В училище ежегодно организовывали поездки студентов и преподавателей в дни зимних каникул по маршруту: Ростов – Баку – Тбилиси – Ереван – Ростов. Так хотелось поехать с ребятами и преподавателями по этому маршруту, но из-за злосчастной единственной четвёрки папа в назидание лишил меня (и себя тоже) поездки, о чем, думаю, впоследствии очень жалел. Попробуйте сейчас посетить три государства и их столицы!
Наше училище не располагало общежитием, потому пришлось снимать квартиру, что усложняло учёбу. Тем не менее удавалось справляться с программами, включая, помимо специальности, новые предметы: концертмейстерский класс, ансамбль и др. Кроме того, успешно выступала на конкурсах, проводимых Ростовским музыкально-педагогическим институтом (ныне консерватории им. С.В.Рахманинова).
В 1979 году удалось поменять таганрогскую квартиру на жилплощадь в Ростове. Теперь, наконец, все члены семьи стали ростовчанами.
На работе у папы в силу объективных обстоятельств не всегда все ладилось. Однажды он пришел домой, как мне показалось, не в самом лучшем расположении духа. Позже я узнала, что он отвечал за заготовку сена. Училище искусств плохо справлялось с этой задачей. В назначенный день и час все преподаватели училища, имевшие собственные легковые машины, собрались у водоемов напротив нынешней БСМП-2 и дружно принялись за работу: выкашивали зелёный камыш и набивали им багажники. Увы, этого оказалось крайне недостаточно. В этой связи училище искусств и его директор Ванденко Г.П. был подвергнут острой критике на совещании хозяйственных руководителей (директоров) в райкоме КПСС. Пришлось объясняться перед высоким собранием. Геннадий Павлович опрометчиво бросил фразу: «На рояле много сена не увезешь, а смычком много не накосишь…». Эта фраза вызвала чуть ли не истерический окрик и комментарий председательствовавшего секретаря РК КПСС. Но оказалось, это ещё не все. Собранное сено надо было сушить на специально выделенном участке рядом с главным входом в парк «Дружба». В то время там был пустырь. Сухое сено следовало собирать в брикеты, перетянутые проволокой. Заниматься этим обязан был специально назначенный работник. И когда Геннадий Павлович сказал, что сено не собирается, пока не покажешь этому работничку червончик, это ещё больше возмутило председательствующего и он, обращаясь к секретарю собрания, распорядился внести в протокол запись: «Привлечь Ванденко к ответственности за дачу взятки», на что услышал ответ обвиняемого: «Если бы я дал взятку, наше сено уже было бы собрано в валики».
После скандального собрания Геннадий Павлович пошёл в областное управление культуры к замначальника, который в свое время пригласил его на работу в училище. Посетовав на произошедшее в РК КПСС, Геннадий Павлович услышал сочувственные слова: «Партию и врачей надо слушать».
Но хотелось бы обратиться к лету 1978 г. В училище произошла смена директоров. На место Владимира Дмитриевича Лебедева, который не смог найти контакт с коллективом, пришел молодой, энергичный, прозорливый, талантливый композитор и ясно видящий перспективу развития нашего учебного заведения Анатолий Иванович Кусяков. Однако пребывание его в должности директора училища было неожиданно для всех прервано в связи с переводом его на пост ректора Ростовского государственного музыкального-педагогического института. Место руководителя училища оказалось вакантным. В этой ситуации большая группа наиболее авторитетных педагогов РУИ, в т.ч. В.И.Варшавская, В.Г.Белых, Э.Б.Короглуев, К.А.Назаретов, Г.П.Альшанская отправились к начальнику областного управления культуры и единодушно выразили желание видеть на месте директора училища Ванденко: «Нам не нужен никто со стороны…».
Для Бочаровой А.Д. (помним её отношение к Ванденко, когда он решил покинуть Таганрог и перейти на работу в РУИ) этот приход был обескураживающим. Алла Дмитриевна предложила через неделю всем явиться в управлении на коллегию и в присутствии членов правления и Ванденко, подтвердить все, что они говорили. В соответствии с предписанием начальника все активисты явились и как один озвучили ранее высказанные предложения. В итоге А.Д. Бочарова согласилась с визитерами – и был отдан приказ о назначении Ванденко Г.П. директором Ростовского училища искусств.
После этого отношение начальника управления и директора училища потеплели, а со временем стали не только деловыми, но и дружескими.
Алла Дмитриевна приняла на работу в подведомственное ей учреждение культуры Ванденко Валентину Григорьевну (мою маму). Таким образом, все взрослые члены семьи стали служить культуре Ростова.
К этому времени я успешно (с отличием) окончила училище. Старшие курсы учёбы были отмечены участием в конкурсах, за что я бесконечно благодарна моим педагогам: К.А.Назаретову, И.Г.Иноземцевой, М.М.Александрову, Э.Б.Короглуеву. Низкий им поклон.
Успешной работе папы на посту директора активно помогал в сложившийся дружный, работоспособный актив в лице Ищенко Федора Ивановича – замдиректора по учебной работе, Флекель Аллы Моисеевны – замдиректора по производственной работе, Еждик Галины Григорьевны – зав. заочным отделением, Зайончковской Веры Ивановны – замдиректора по воспитательной работе и др. Упомянутые руководители – уникальные личности, и все они заслуживают, чтобы о них писали книги, отражающие их опыт, творчество, педагогическое мастерство, организаторский талант и замечательные человеческие качества.
1988 г. – год 50-летия Геннадия Павловича – явился неким рубежом подведения итогов работы в колледже и в ряде детских образовательных учреждений, где он также снискал почёт и уважение. К примеру, могу отнести высказывание о своем коллеге руководителя Центра развития творчества детей и юношества Александра Дмитриевича Софьянопуло: «Геннадий Павлович – человек, оставивший в моей жизни неизгладимый след. Он талантливый педагог и великолепный музыкант. Его умение находить общий язык со своими учениками, открывать в них талант восхищает и достойно подражания».
Обязанности директора Геннадий Павлович постоянно совмещал с широким кругом организаторских и общественных нагрузок. В течение ряда лет он председатель Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества города Ростова-на-Дону, председатель художественного совета училища, член президиума совета директоров средних учебных заведений Ростовской области, член президиума Ассоциации музыкальных училищ России и др. К пятидесятилетию Геннадий Павлович награждён нагрудными значками «За отличную работу», «За отличные успехи в среднем специальном образовании», грамотами министерства культуры Российской Федерации, управление культуры Ростовской области и обкома профсоюзов работников культуры.
К очередному юбилею (60-летию со дня рождения и 40-летию трудовой деятельности Геннадий Павлович наряду с другими наградами был представлен к почётному званию «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Достижение пенсионного возраста и состояние здоровья юбиляра дали основания обратиться к министру культуры Ростовской области Валерию Андреевичу Иванову с заявлением содержавшим просьбу освободить его от должности директора и перевести на педагогическую работу. Заявление вызвало возражение руководителя ведомства, но, обсудив предложенную на пост директора кандидатуру, Валерий Андреевич согласился и утвердил в должности директора колледжа Александра Александровича Усенко. Печально, но эта страница биографии Александра Александровича неожиданно оборвалась из-за его трагического ухода из жизни.
Бразды правления были возложены на бывшую выпускницу колледжа (тогда училища), прошедшую хорошую школу учебно-воспитательной и организаторской работы в своем коллективе Ирину Борисовну Ищенко. По прошествии многих лет, когда училищем руководила многоопытная, прославленная Мария Андриановна Маньковская, на эту должность снова пришла молодая, активная, отлично знающая свое дело женщина.
Для папы годы, когда ему не требовалось заниматься директорскими обязанностями, явились весьма благоприятными для работы с учащимися, учебно-методической работы. Ему ежегодно удавалось подготавливать лауреатов и дипломантов городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов по специальности баян/аккордеон, концертмейстерский класс, ансамблевое исполнительство. Многие ученики класса Ванденко Г.П. участвовали в конкурсах, проводимых за рубежом: Венгрия, Болгария, Германия, Польша, Италия и другие.
Весьма сложно вспомнить и перечислить всех воспитанников Геннадия Павловича, которые в годы учёбы заявляли о себе, как о перспективных музыкантах, преданных своей профессии, а по окончании учёбы в колледже и вузе верой и правдой служили и служат на благо музыкального образования и воспитания подрастающего поколения любимого города, имя которому – Ростов-на-Дону.
Могу попытаться восстановить по памяти некоторые имена, которые наиболее часто звучали в семье, и вспомнить некоторые конкурсы, проходившие в нашей стране, ближнем и дальнем зарубежье.
Выпускники прошлых лет: Замковой Андрей, Ильин Юрий, Хлистунов Владимир, Гагалаян Филлип, Головин Николай, Лысенко Сергей, Римчук Максим, Дупик Артём, Кирсанов Юра, Каблахов Рустам, Малый Даниил, Прядко Николай, Быкадоров Михаил, Анисимов Кирилл, Русаков Даниил, Чистяков Владислав, Харченко Даниил.
Те, кто сегодня в колледже на студенческой скамье: Шаповалов Роман, Зинченко Роман, Мороцкий Леонид, Величко Лиза, Черных Рената.
Конкурсы с участием упомянутых выше баянистов/аккордеонистов: Южно-российский конкурс юбилейных дат «Признание» – г. Ростов-на-Дону.
Всероссийский конкурс молодых исполнителей им. А. Кусякова. Номинации: специальный инструмент (баян, аккордеон); концертмейстерское мастерство; ансамблевая исполнительство - г. Ростова-на-Дону. Международный фестиваль исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!» - Махачкала.
Всероссийский конкурс им. В.Ф. Гридина - Курск.
Международный конкурс «Аккордеон плюс» - Ростов-на-Дону.
Открытый краевой конкурс молодых исполнителей на народных инструментах – г. Сочи.
Российский смотр-конкурс исполнительского мастерства студентов музыкальных училищ – г. Астрахань.
Всероссийский смотр-конкурс искусств «Цветы нации» - г. Ростов-на-Дону, г. Симферополь, г. Зверево.
Южно-российский форум молодых музыкантов на родине А.П.Чехова – г. Таганрог.
Также конкурсы, фестивали в городах: Веспрем (Венгрия), Албена (Болгария), Геленджик (Россия), Одесса (Украина), Казань (Россия), Форцхайм (Германия), Пезаро (Италия), Черкесск (Россия), Фонд Спивакова - Москва (Россия) и др.
Геннадий Павлович постоянно участвует в проведении концертов студентов его класса в ДМШ и ДШИ Ростова и области. Он также является председателем либо же членом жюри при проведении городских и районных конкурсов.
На всероссийском конкурсе научных работ и методических разработок преподавателей ссузов и вузов в номинации «Актуальные вопросы музыкального образования» ему присуждён диплом лауреата второй степени. Также Геннадий Павлович награждён дипломом участника Х Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в современных условиях» (2017 г.).
Количество дипломов, грамот, благодарностей, полученных Геннадием Павловичем за многолетнюю трудовую деятельность, исчисляется трехзначными цифрами. Визуально представить их в статье невозможно.
И сегодня Геннадий Павлович не изменяет своим принципам в отношении к работе. Он первым появляется в колледже и, что характерно, - студенты его класса, как правило, следуют примеру своего педагога и, невзирая на транспортные пробки и другие сложности, вовремя приходят на занятия, не сожалеют о раннем расписании и не противятся этому.
Невзирая на «турбулентность» в ходе учебного процесса, обусловленную ковидом-19, Геннадий Павлович выражает уверенность в том, что короновирусная зараза сгинет и все занятия в ближайшей перспективе можно будет проводить в обычном, привычном режиме и радоваться постоянному живому общению с подопечными. Он также надеется, что, несмотря на сложную международную обстановку, мы сможем строить жизнь по своим канонам, будем множить наши успехи на благо культуры любимого и лучшего данного нам города Ростова-на-Дону.
Фотографии:
1. Свичкарева Анна Геннадьевна.
2. Директор Ростовского училища искусств Кусяков Анатолий Иванович (в центре) и его ближайшие помощники. 1980 год.
3. Свичкарева А.Г. со своей первой выпускницей Инной Козюк.
4. Проведение ежегодного спортивного праздника на стадионе «Труд», 1982 г.
5. Ванденко Г.П. после вручения ему медали им. М.А.Шолохова.
6. Выпускники 2018 года с преподавателями: Савченко В. К., Шишкина Г. П., Ванденко Г. П., председатель гос. комиссии Хурдаян К. Д., зам. председателя, директор колледжа Ищенко И. Б., председатель цикловой комиссии Галкин С. С., Хлобыстин А. К., Колонтаев А. П., за ним стоит Кочин С. Н.
7. «Мы вместе вспоминаем прошлое и верим в будущее!».
Записала Елена Козырева
Продолжение следует…
Подготовила
Последние новости
Волгодонск на Всероссийском конкурсе «Семейный код донора»
Проекты жителей Волгодонска стали призёрами в нескольких номинациях.
Тревожные известия от жильцов дома на проспекте Ленина
Жители выражают обеспокоенность состоянием своего жилья.
Прокуратура Таганрога выявила нарушения в оплате труда
74 работника не получали заработную плату в полном объеме на протяжении двух месяцев.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований