Душевная летопись Ростова от Елены Козыревой. Письма ростовчан. Часть XI. Виктор Зарайченко: знакомый и незнакомый
25 января в нашей стране празднуется День российского студенчества. И не только молодежь по своему статусу отмечает этот день, но и все взрослые, конечно же, вспомнят себя в Татьянин день юными студентами,
25 января в нашей стране празднуется День российского студенчества. И не только молодежь по своему статусу отмечает этот день, но и все взрослые, конечно же, вспомнят себя в Татьянин день юными студентами, расскажут своим детям или друзьям о весёлых годах обучения, вздохнут об ушедшей с годами уверенности, что всё в наших руках… В любом случае в этот день тему студенчества затронут все и каждый.
Так как мои публикации выходят по четвергам, я решила «окружить» День студента биографией замечательного, образованного, высококультурного человека – Виктора Евгеньевича Зарайченко . Мне когда-то посчастливилось оказаться среди его студентов в СКАГСе. Многие «уроки» я запомнила на всю жизнь. Но об этом позже.
Итак, именно о нём расскажу накануне и после праздника.
Хочется поздравить всех ростовских студентов и пожелать найти свой путь в жизни. Достойный, правильный, полезный окружающим путь.
А ещё хочу посоветовать, если позволите. Смотрите внимательнее на своих преподавателей, узнавайте их не только формально, по-деловому, - гораздо интереснее знать их биографию и судьбу, понимать, с каким человеческим опытом он приходит в аудиторию, каков был его путь в жизни и профессии, когда нас еще и не было на земле.
___________________________________________________________________
«Родился 15 октября 1949 года в казачьей станице Нижне-Гниловской на окраине Ростова в рабочей семье.
В 1967 году окончил школу №77 с золотой медалью и сразу же поступил на филологический факультет Ростовского госуниверситета.
В школьные и студенческие годы увлекался международным языком эсперанто, переписывался со сверстниками из нескольких десятков стран от Новой Зеландии и Японии до Сомали и Аляски. Письма получал каждый день, и не одно. Один из друзей по переписке написал на конверте: «СССР. Ростов-на-Дону. Зарайченко Виктору», - но письмо все равно дошло до адресата.
В школе №77 был руководителем клуба интернациональной дружбы, вожатым в младших пионерских классах, членом лекторской группы обкома ВЛКСМ. Организовал в ростовском Дворце пионеров кружок по изучению языка эсперанто, возглавлял молодежную секцию ростовских эсперантистов.
Однажды в школу пришло письмо из Венгрии, в котором директора моей школы просили направить меня на Всемирный конгресс эсперантистов. Бедного Григория Сергеевича (Царствие ему небесное!), ветерана войны, орденоносца, заслуженного учителя, эта весть так взволновала, что он развернул бурную деятельность, чтобы помочь мне, но в те времена это было очень дорогое удовольствие, и даже завод-шеф школы не смог выделить деньги на такую поездку.
В 1966 году поехал в лагерь юных эсперантистов, организованный в Молдавии. Там познакомился с учительницей из Вильнюса, которая предложила возвращаться из Молдавии автостопом, то есть на попутных машинах, расплачиваясь с водителями талонами автостопа (1 рубль на 500 км пути). До Киева доехали вместе, а из Киева до Ростова добирался сам на попутках. В те годы это было не страшно. Я стал фанатом автостопа и совершил с компанией единомышленников несколько путешествий по Кавказу и южным областям.
В детские годы у меня был очень красивый голос и неплохой музыкальный слух, хотя обучаться игре на каком-нибудь музыкальном инструменте не довелось. Был солистом школьного хора, вокальной группы, множество раз выступал на разных концертах с сольным пением. Запомнился эпизод, когда я лежал в больнице и успел там тоже выступить в концерте. Однажды во время тихого часа в палату прибежала медсестра: «Витя, пойдем скорее! Там по радио поет Робертино Лоретти. У него голос, как у тебя».
В юношеские годы зародилась любовь к журналистике. 6 ноября 1964 года в газете «Вечерний Ростов» была опубликована заметка «Встреча с героем», подписанная так: «Ученик 8 класса школы 77 Виктор Зарайченко». Первая публикация окрылила – и позже появились многочисленные материалы во всех ростовских газетах и даже во всесоюзных газетах «Труд» и «Советский спорт». Журналистский зуд не проходит всю жизнь. В 2000-х годах сотрудничал с рядом ростовских журналов, особенно с журналом The Best, в котором опубликовал не один десяток статей. Собирая материалы для статей, познакомился со множеством интереснейших людей.
На филфак я поступал с расчетом на журналистику (тогда еще не было отделения журналистики), но уже на 1 курсе передумал и решил быть учителем. Преподаватели университета привили мне вкус к исследовательской работе. С удовольствием готовил доклады для научного кружка кафедры общего языкознания, выступал на студенческих научных конференциях. В памяти сохранилось выступление на конференции с докладом о европейских корнях языка эсперанто. Экзотичность материала вызвала огромный интерес у студентов. Мое выступление вместе с ответами на многочисленные вопросы заняло более часа.
В университете деканом филфака тогда был Александр Афанасьевич Дибров – отец известного сегодня Дмитрия Диброва, который учился на филфаке немного позже. Сам Александр Афанасьевич был талантливым организатором студенческой жизни. Студенческий театр, конкурсы – это его детище. Мы с однокурсником создали клуб «Киноман», и декан поддержал нас.
Дибров А.А. преподавал нам польский язык, и после годичных занятий мы поехали на месяц во Вроцлавский университет на практику по польскому языку. Нас поселили в женское общежитие, пустовавшее, пока студенты были на каникулах. Однажды вечером меня не пустил вахтер в общежитие, не поверив, что я русский студент, так как слишком хорошо говорил по-польски.
Окончил университет с красным дипломом и получил т.н. свободное распределение, но места учителя русского языка в Ростове не нашлось, поэтому меня пригласили поработать освобожденным секретарем комитета комсомола Железнодорожного торгового объединения. Это был непродолжительный, но полезный опыт организаторской работы, когда из молодых продавцов десятков магазинов, разбросанных по всему району, нужно было воссоздать комсомольскую организацию. Правда, в трудовой книжке, которую я получил в торге, было написано «грузчик», поэтому, когда нашлась должность учителя русского языка, я решил завести новую трудовую книжку – и три месяца трудового стажа не войдет в мою пенсию.
В сентябре 1972 года началась моя педагогическая работа. Молодому учителю сразу дали уроки в 9 и 10 классах и классное руководство в 9 классе школы №15. Моим первым ученикам сейчас за 50 лет, и приятно было несколько дней назад услышать по телефону голос комсорга моего 9 класса Наташи Живцовой, которая поздравляла с новым учебным годом и сказала, что ребята помнят меня. В 10 классе у меня училась Галя Островская – яркая, глубокая, талантливая и запоминающаяся девочка. Более 30 лет я не знал, как сложилась ее судьба. Как же приятно было услышать недавно от доктора социологических наук, члена диссертационного совета СКАГСа профессора Денисовой Галины Сергеевны, что она помнит меня - своего учителя литературы!
Через два года – завуч по воспитательной работе в школе № 67. Это была своеобразная школа. Достаточно сказать, что около 60 учеников состояли на учете в детской комнате милиции. Я был тогда увлечен идеями А.С.Макаренко, поэтому с удовольствием экспериментировал с правонарушителями. Запомнилось, как я пригласил всех хулиганов школы в однодневный поход по левому берегу Дона.
Хмурым ноябрьским утром пошел дождь, и я не надеялся, что мальчишки соберутся, но пришли все же более 20 человек, и мы прекрасно провели день за Доном, с костром, печеной картошкой и соревнованиями. Еще запомнилось, как с нашими «трудными» мы организовали театральную студию и поставили спектакль, который показали и на районном смотре самодеятельности. Конечно, от членов жюри я скрыл, что все «артисты» хорошо знакомы инспектору милиции.
В 1977 году меня пригласили в областной отдел народного образования на должность инспектора школ. Это был интересный период работы под руководством талантливого организатора образования области Ивана Михайловича Косоножкина, которого вскоре перевели в Москву заместителем министра просвещения РСФСР. Через 2 года меня тоже перевели, но на должность заместителя директора областного института усовершенствования учителей. Мы проводили огромное количество курсов и семинаров для учителей области. Но когда общежитие ИУУ отобрали для размещения в нем областного управления культуры, пришлось как-то выходить из положения, и на мои плечи легла организация ПДК – постоянно действующих курсов в ряде городов и районных центров. Это было новое, трудное дело, но масштабы работы – огромные. Интересно, существуют ли сегодня ПДК?
В те годы грозой всех просвещенцев области был заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС Н.С.Авдулов. Не менее строгим куратором народного образования был его заместитель В.Г.Павленко. Однажды институт усовершенствования учителей вздрогнул от неожиданного известия – к нам едет Авдулов, и не просто едет, а хочет поприсутствовать на лекции директора или заведующего одним из предметных кабинетов института. Директор института сослался на плохое самочувствие и выпустил меня на растерзание Авдулова. К счастью, лекция оказалась неплохой, я получил от Николая Степановича доброе напутствие и с тех пор перестал его бояться. В последние годы мы встречались не раз в НИИ Кавказа, выступили соавторами в ряде изданий.
На период партийной деятельности Николая Степановича пришлась очень громкая многолетняя кампания, проводимая обкомом КПСС под личным присмотром Ивана Афанасьевича Бондаренко. Речь идет об организации родительского педагогического всеобуча. В это дело были вовлечены тысячи педагогов по всей области. Естественно, институт усовершенствования учителей играл одну из заглавных ролей в методическом обеспечении этой шумной компании. Мне также было поручено организовать цикл передач по педвсеобучу на ростовском телевидении. Роль ведущего этой ежемесячной передачи я исполнял на телевидении пять лет, причем телепередачи шли в самое удобное вечернее время. Сценарии, подбор и приглашение гостей, репетиции – все было на мне. Евгения Апарина и Оксана Гаркавцева, которые редактировали тогда мои передачи, до сих пор работают на «Дон-ТР»...
Продолжение – 27 января
Записала Елена Козырева
Фотографии:
1. III Международный конгресс по этикету.
2. На всероссийской конференции с ректором СКАГС В.Рудым, г. Казань.
3. Встреча с одноклассниками через 50 лет.
4. С моими учениками 1973 года.
Подготовила к публикации
Последние новости
Погода в Москве: Прогноз от синоптика Вильфанда
Граждан ожидают непростые погодные условия в ближайшие дни.
Как сохранить здоровье волос: советы от врачей
Эксперты объясняют, почему волосы выпадают и как с этим бороться.
Сезон хурмы: не все так просто с этой ягодой
Хурма может быть опасной для здоровья, несмотря на свою популярность.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией