Воспоминания о комсомольской юности
Сто такое комсомол? Это юность Родины! А и правда – наша юность это. Романтическая и прекрасная, яркая и чудесная.
Сто такое комсомол? Это юность Родины! А и правда – наша юность это. Романтическая и прекрасная, яркая и чудесная.
Конечно, комсомол был великой объединяющей организацией. Но нам, 50-60-летним, к сожалению, уже не удалось застать ни того порыва, который рождал прекрасные песни, ни великих дел и строек. На нашу молодость, несмотря на её романтизм, выпал застой, который потом привёл к перестройке, которая казалась сначала благом, а обернулась чудовищным разрушением всего и вся.
Но тогда старая эпоха всё ещё цеплялась за наши штанины и, казалось, мешала бойко идти в светлое будущее.
Я, как активный общественник, тогда то ли идеологическим сектором комитета комсомола факультета заведовал, то ли уже был комсоргом. И мне приходилось отлавливать на входе студенческий народ и направлять на политинформации. Многие пытались проскочить мимо, но большинство понуро возвращалось в аудиторию слушать лекцию о международном положении.
А ещё случалось загонять будущих солженицыных на ещё имевшие место быть демонстрации. Из подвала вытаскивали транспаранты с членами политбюро ЦК КПСС – и я раздавал дедов каждому, кто имел способность нести. А после демонстрации все бежали на автобус, чтобы уехать домой, и сбрасывали дедов мне. Остановить этот вихрь было невозможно, и после каждого прохождения в колонне мне приходилось короткими перебежками тяжёлые охапки членов политбюро перетаскивать обратно в институтский подвал. Именно так и закалялась сталь…
Помню все эти нудные комсомольские собрания, где в докладах звучали слова, оторванные от жизни, а проводилось всё это только для галочки.
Отношение к тому лицемерию, которое расцвело и в комсомоле, и в партии, выливалось тогда в словоёрничание, в анекдоты, в циничные литературные произведения.
Помнится, тогда даже в школе изучали некую постмодернистскую поэму в прозе Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки».
Почему я её сейчас вспомнил? Она написана от имени маргинала, её лирический герой – алкоголик, но с претензией на некую алкоголическую духовность. Многое в этой поэме смешно и горько. И там же герой делится различными рецептами «коктейлей», которые, кажется, если выпьешь, то вряд ли и врачи откачают. Но в том-то и фокус, что автор уверяет, будто это высшая степень алкоголической нирваны.
И вот среди рецептов «коктейлей» есть тот, который герой называет «Слезой комсомолки». Не удержусь – приведу прямо-таки целиком этот фрагмент из книжки Ерофееева, ибо пересказать так сочно не смогу:
«…Если человек не хочет зря топтать мироздание, пусть он пошлет к свиньям и «Ханаанский бальзам», и «Дух Женевы». А лучше пусть он сядет за стол и приготовит себе «Слезу комсомолки». Пахуч и странен этот коктейль. Почему пахуч, вы узнаете потом. Я вначале объясню, чем он странен.
Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую память или, наоборот, – теряет разом и то, и другое. А в случае со «Слезой комсомолки» просто смешно: выпьешь ее сто грамм, этой слезы, – память твердая, а здравого ума как не бывало. Выпьешь еще сто грамм – и сам себе удивляешься: откуда взялось столько здравого ума? и куда девалась вся твердая память?
Даже сам рецепт «Слезы» благовонен. А от готового коктейля, от его пахучести, можно на минуту лишиться чувств и сознания. Я, например, – лишался.
Лаванда – 15 г.
Вербена – 15 г.
Одеколон «Лесная вода» – 30 г.
Лак для ногтей – 2 г.
Зубной эликсир – 150 г.
Лимонад – 150 г.
Приготовленную таким образом смесь надо двадцать минут помешивать веткой жимолости. Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек – но вы меня не заставите помешивать повиликой «Слезу комсомолки», я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда при мне помешивают «Слезу» не жимолостью, а повиликой…»
Какой-то сюр, скажет кто-то. Но на самом деле ведь к тому времени сформировался такой вот класс спившихся интеллигентов, которые, не умея и не смея бороться с захлестнувшим страну лицемерием, уходили в подобные миры: кто в алкоголизм, кто в сектантство, кто в полусумасшедшее эстетство…
Государство теряло молодёжь – и в конце концов потеряло себя.
Это в 1991 году вылилось в страшную трагедию – когда развалилась великая страна. Но самое страшное – не это. Страшно то, что не вышли люди на её защиту.
Из статьи в статью мой коллега Алексей Карпов и предупреждает о страшной, разрушительной силе лжи и лицемерия. Ещё несколько лет назад он размышлял о том, что страну может погубить ложь. А недавно опубликовал статью «На Россию накатывается главный враг любой государственности».
Но власти снова наступают на те же грабли – вот последний материал на нашем сайте по этой теме: «Почему нам продолжают так бессовестно врать?»
Враньём загубили КПСС, комсомол, пионерию, загубили страну – и последствия всего этого мы расхлёбываем до сих пор.
Так что непраздичная какая-то статья получилась…
Комсомол – это прекрасные воспоминания о нашей юности. Это как знаменитая мелодия Таривердиева, как страничка из студенческого дневника, как чёрно-белая выгоревшая фотография.
Те, кто был комсомольцем, поздравляют сегодня друг друга – потому что юность наша, несмотря ни на что, была интересной и яркой. Потому что в ней была РОМАНТИКА! Да, это самое главное: комсомольская юность – это прежде всего романтика. И не от того ли нынешняя жизнь кажется многим серой и унылой, что в ней нет той самой романтики, которая была в нашей юности?
Мне иногда кажется, что, если ввернуть романтику, вернётся в нашу жизнь много хорошего. Ибо не хлебом единым жив человек.
Последние новости
Погода в Москве: Прогноз от синоптика Вильфанда
Граждан ожидают непростые погодные условия в ближайшие дни.
Как сохранить здоровье волос: советы от врачей
Эксперты объясняют, почему волосы выпадают и как с этим бороться.
Сезон хурмы: не все так просто с этой ягодой
Хурма может быть опасной для здоровья, несмотря на свою популярность.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией