Центр «Антропология детства» работает в Таганроге
Не первый год в Таганроге работает Центр междисциплинарных исследований «Антропология детства» (ЦАД), открытый в институте им.
Не первый год в Таганроге работает Центр междисциплинарных исследований «Антропология детства» (ЦАД), открытый в институте им. А.П. Чехова. Его деятельность отражает основные идеи основоположника научной антропологической педагогики Константина Ушинского, 200-летний юбилей которого отмечался в этом году. Предлагаем вниманию читателей интервью с научным руководителем Центра, доктором философских наук, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры психологии Татьяной Дмитриевной Скудновой.
— Скажите, когда был основан Центр и как его деятельность связана с именем выдающегося российского педагога Ушинского?
— ЦАД был создан по инициативе директора нашего института, доктора политических наук, профессора Андрея Голобородько в марте 2020 года. Константин Дмитриевич Ушинский впервые в России поставил вопрос о создании единой науки о человеке — педагогической антропологии. Антропологический подход к воспитательно-образовательной деятельности — это теоретическая и практическая ориентация педагога-наставника на человека как на главную цель и ценность.
Педагогика, направляя внимание на разработку средств и инструментов влияния на человека, которые в новой реальности не работают, перестает соотноситься с предметом, ради которого она создавалась. Ее давно обвиняют в «бездетности» и в дегуманизации, так как «потерялся» не только ребенок, но и сам педагог. На первое место выдвинулся рациональный подход к обучению (подготовка к ЕГЭ). Образование теряет черты человекосообразности вопреки отечественным гуманистическим традициям и принципу народности, о котором писал Ушинский.
— В чем основная цель и задачи вашего Центра?
— Его работа направлена на повышение роли педагога и наставника в воспитательно-образовательном процессе. Апробацию, популяризацию и ознакомление профессионального сообщества с результатами междисциплинарных исследований по актуальным проблемам общего, дополнительного, инклюзивного образования в контексте психолого-педагогических, социально-педагогических, методических, историко-культурных, философских, социально-экономических и правовых аспектов защиты детства. Обмен теоретическим и практическим опытом в этой сфере представителей различных воспитательно-образовательных организаций. Укрепление единого развивающего научно-образовательного пространства.
Центр рассматривается как инновационное развивающее воспитательно-образовательное пространство, территория смыслов, целей и ценностей, связанных с саморазвитием субъектов образования. На основе договоров с организациями дошкольного, школьного, дополнительного образования и социального воспитания разработаны и реализуются конкретные антропоориентированные программы развития, психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков.
— Какие инновационные формы работы используются в вашей научно-исследовательской и практической педагогико-просветительской деятельности?
— Важную роль в решении задач антропологизации педагогического образования играет работа межкафедрального методологического семинара. В нем участвуют ведущие философы, психологи, преподаватели, магистранты и аспиранты нашего института, РГЭУ (РИНХ) и ряда других. Результаты междисциплинарных исследований изложены в докладах и выступлениях постоянных участников семинара и в работе международных Форумов по проблемам детства, проводимых ежегодно в сентябре.
Выпущены четыре коллективные монографии: «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований» (2020), «Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и проблемы современного образования» (2021), «Человек как предмет воспитания: опыт междисциплинарных исследований» (2022), «Антропологическая педагогика К.Д. Ушинского: к 200-летию со дня рождения» (2023) и три сборника материалов конференций.
Большой интерес у студентов вызвали просветительские проекты: «Антропологические чтения» и «Новые горизонты: антропологическая педагогика в ХХ1 веке», посвященные работам классиков педагогики и психологии. Они реализуются в рамках деятельности Приазовского научного центра РАО в нашем институте (руководитель — доктор политических наук, профессор Андрей Голобородько).
— Татьяна Дмитриевна, на что направлена такая просветительская деятельность?
— Прежде всего, на повышение качества воспитания и образования через просвещение и совершенствование педагога-наставника. На укрепление оптимистичности взглядов молодого поколения в будущее, мотивацию к наиболее полному раскрытию креативного потенциала молодежи с целью формирования устойчивого общества для современников и будущих поколений. Активное вовлечение учащихся вузов в научно-исследовательскую творческую деятельность, сокращая разрыв между наставниками и их подопечными. Тем самым снижается опасность утраты преемственности в науке и практике, создаются условия, при которых у студентов и молодых педагогов возникает интерес заниматься наукой, самообразованием и самосовершенствованием.
— В чём, по вашему мнению, состоит миссия современного педагогического образования?
— В обеспечении психолого-педагогического сопровождения и поддержки развития субъекта жизнедеятельности, творческой личности, способной и готовой к преобразованию себя и окружающего мира. В воспитании духовного креативного человека, способного к самоопределению через построение такой развивающей образовательной среды, которая распахнет перед людьми возможности для саморазвития и самореализации.
Центр – это школа практической антропологии, антропопрактики, позволяющей человеку найти себя, смысл своей жизни и предназначение. Успешность работы обеспечивается профессионализмом, мастерством и сплоченностью нашей команды: Александра Макарова, Сенильги Бартеневой, Татьяны Меньшиковой, Людмилы Жилиной, Елены Казанцевой, Веры Мищенко, Анны Назаровой во главе с заведующей кафедрой психологии Оксаной Холиной и деканом факультета Оксаной Музыка.
Беседовал Евгений Бутылин, фото предоставлено Т.Д. Скудновой
Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники» .Последние новости
Опасности чипсов: что нужно знать
Гастроэнтеролог объясняет, почему чипсы могут быть вредны для здоровья.
Красносулинский район готовится к установлению публичного сервитута
Управление земельно-имущественных отношений инициирует важный шаг для развития инфраструктуры.
Установление публичного сервитута в Красносулинском районе
Красносулинский район планирует установить публичный сервитут для эксплуатации воздушной линии электропередачи.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией