Радоница, или Проводы: когда ходить и как вести себя на кладбище
Прошла Пасха, а за нею Проводы. По-прежнему кто-то ходит на кладбище в Светлое Воскресение, а кто-то считает, что в этот день туда ходить нельзя.
Прошла Пасха, а за нею Проводы. По-прежнему кто-то ходит на кладбище в Светлое Воскресение, а кто-то считает, что в этот день туда ходить нельзя. Кто прав? И почему на юге России и в восточной Украине умерших поминают в понедельник, а не во вторник – в Радоницу?
Я не священник, чтобы учить православных соблюдению церковных обычаев. Но есть множество религиозных источников, которые единодушны в ряде рекомендаций. Ну, а если в моих рассуждениях и выводах будет что-то не так, то батюшка поправит.
Итак, прежде всего стоит помнить, что Русская православная церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды.
Для посещения кладбища назначен специальный день – Радоница (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник приходится на вторник после пасхальной недели. (Почему у нас в Ростовской области, этот день отмечается в понедельник, расскажу ниже).
В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
Кстати, п осещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывавшие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы и шли на кладбище на Пасху, вместо того чтобы пойти туда через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Некоторые священники считают, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это языческие традиции, которые возродились при СССР, когда государство преследовало веру. Ведь когда преследуют веру, возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем, с церковной точки зрения, обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию умершего: это, говоря современным языком, – новодел, так как, например, фотография появилась примерно 150 лет назад: значит, и традиция эта новая, ей никак не две тысячи лет.
Что касается поминовения усопших спиртным: конечно, любая пьянка недопустима. Можно выпить, но нельзя напиваться. Умершим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвый ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
К сожалению, до сих пор в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже многие из тех, кто считает себя глубоко верующим человеком, часто не знают, когда в пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй неделе после Пасхи – после Фомина воскресенья (Красной горки), во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Молитва об усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви.
Святые отцы рекомендуют, прежде чем посетить кладбище, прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших родственников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем опустят в чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Рекомендуется в этот день жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Особо стоит сказать о том, как рекомендуется вести себя на кладбище.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает – усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших лучше пригласить священника. Однако священник, даже если он будет в этот день на кладбище, не сможет подойти ко всем могилкам. Поэтому помолитесь самостоятельно об упокоении души усопшего.
Затем нужно прибрать могилку, если не успели это сделать заранее, или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим, считают в РПЦ, оскорбляется память умершего. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего», как уже говорилось, является пережитком язычества и не должно соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле и еду – лучше отдать ее нищему или голодному.
Церковь рекомендует ходить на кладбище в определённые дни:
- в день похорон;
- на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
- каждый год в день ухода человека из жизни;
- в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за пасхальной;
- в мясопустную субботу – на предшествующей Великому посту неделе;
- во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста;
- в Троицкую субботу – день перед праздником Святой Троицы;
- в Димитровскую субботу – первую субботу ноября.
Когда нельзя ходить на кладбище:
- РПЦ не рекомендует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
- Троица на кладбище тоже не отмечается, на Троицу ходят в церковь;
- считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
- женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой женщины.
Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его могилу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.
Конечно, в нынешние времена, когда судьба разбрасывает людей далеко по стране и по миру, во время редких приездов в родные края человек не может подгадать рекомендуемый день посещения кладбища. А потому не будет грехом, если человек придёт к могилкам умерших родных и близких в один из дней приезда.
Кроме рекомендации не устраивать надмогильных пиров (лучше организовать поминальный обед дома), есть и несколько других обычаев, запретов и требований.
Не следует наступать на могилы или перепрыгивать через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить на них порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.
В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (поминальный платочек, цветы).
Уходя с кладбища, не оборачивайтесь и тем более не возвращайтесь. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.
Конечно, самое главное в поминовении усопшего – это помнить о нём, содержать в порядке его могилку. Даже если вы живёте далеко от погоста, где похоронены ваши родственники, и не можете лично убрать могилки к праздникам, можно об этом попросить своих знакомых, которые остались здесь, или поручить это специальным службам. Практически повсеместно уже предоставляют услуги по уборке могил. Они платные, но не настолько, чтобы быть непосильными.
Сама же Радоница, или Радуница, - весенний праздник поминовения умерших у восточных славян, приходившийся в разных местностях на воскресенье, понедельник или вторник Фоминой (Радоницкой) недели; в некоторых местах так называлась вся Фомина неделя. Эта славянская традиция была воспринята и поддержана Русской православной церковью. Не в смысле Фоминой недели, которая называется так потому, что апостолу Фоме, который не верил в Воскресение Христово, явился Господь через неделю после Пасхи, а потому, что традиция такая у восточных славян существовала ещё до христианства.
Отойду от темы и выскажу такое соображение. Христианство вообще (и тут стоит согласиться с русскими философами начала ХХ века) – это религия страдания, самоограничения. Но человек, если он не монах, зачастую не может ограничивать себя в своих ярких и радостных проявлениях в повседневной жизни. В некоторых направлениях христианства, которые стремились к поиску радости исключительно в религии, РПЦ приняла в себя многие языческие традиции и обряды, они органически вошли в повседневную жизнь православных. Никто ведь особо не задумывается, что и весёлые колядки (да, в общем, и все Святки), и широкая Масленица, и Иван Купала, и многие-многие другие религиозные праздники – это всё так называемые языческие пережитки, которые органично влились в православие. Точно так же и Радоница. И отмечать её можно не только во вторник, через девять дней после Пасхи, но и на Красную горку – в воскресенье, и в понедельник – на Проводы.
Таким образом, то, что практически на всей территории Ростовской области, а также на Кубани на могилки умерших родственников ходят в понедельник, не является чем-то странным. Всё в пределах церковных допущений.
Единственное, чего категорически не приемлет РПЦ, это поминовение усопших алкоголем, особенно чрезмерное его употребление. Мало того что это вредно и богомерзко, - это ещё и действительно языческий пережиток, когда на могильных холмах справляли пьяные тризны. Так что далеко не всякий языческий обряд, прижившийся в народе, одобряем Церковью.
Итак, кратко напомним, что же нужно делать на Радоницу. В этот слегка печальный, но абсолютно чистый и светлый праздник верующие снова пекут пасхальные куличи и другую сдобную выпечку, отваривают и красят яйца, собирают корзинку с едой и идут с утра в церковь освятить эту корзинку, зажечь свечи поминовения и помолиться за всех, кто уже ушел в иной мир.
Ну, а потом – на кладбище, где главное – помнить, для чего сюда пришли.
Последние новости
Подготовка к Дню матери в городе
Городские инициативы направлены на поддержку матерей в преддверии праздника.
Константин Коновалов назначен начальником управления ГО и ЧС Усть-Донецкого района
Новый руководитель обещает продуктивную работу на благо района.
Важное событие в прокуратуре Зверево
С 25 по 29 ноября 2024 года в прокуратуре города пройдет важная встреча.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку