Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Кое-какие компании и бизнесмены одурачивают себя, придерживаясь принципа "кто первый встал, того и тапки". Но удача, по сути, бывает только случайной и не может служить гарантией успеха. В то время как опыт и правильные расчеты могут стать надежными опорами.
В свете современных технологий информации, можно использовать опыт других игроков на рынке торговых отношений, как в России, так и за ее пределами. Маркетинговое исследование может помочь в ответах на самые главные вопросы, которые встают перед компаниями и бизнесменами, а также способствовать разработке правильной стратегии для развития организации или отдельного бренда.
Анализ рынка: цели и виды
Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.
В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:
- Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
- Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
- Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
- Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
- Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
- Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
- Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
- Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
- Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
- Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.
Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:
- B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
- B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
- B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
- C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.
Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.
Инструменты для проведения анализа рынка
Определение целей анализа рынка - это лишь первый шаг в разработке полноценного плана. Следующим этапом является выбор методов и инструментов для проведения исследования, так как анализ рынка заключается в сборе информации и последующей ее обработке. Существует несколько разновидностей методов анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы являются наиболее объективными и составляют более 80% всех добываемых данных. Это цифры и результаты опросов, которые позволяют понять мнение покупателя о качестве товаров и услуг, ассортимента, повышении цен и изменении требований в соответствии с влияющими факторами.
Качественные методы охватывают более мягкие данные, которые нельзя выразить цифрами. Это мнения и поведенческие факторы целевой аудитории, аналитиков и конкурентов. Таким образом, эти методы дополняют количественные исследования, чтобы предоставить наиболее полную картину ситуации.
Смешанные методы, как правило, предпочитают использовать экономически эффективные методы экономии бюджета. Они комбинируют количественные и качественные методы, такие как холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Кроме того, существует несколько методов сбора информации, таких как глубинные интервью с представителями целевой аудитории, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование, а также бенчмаркинг.
После сбора данных, узнаваемость инфраструктуры рынка и потенциальных клиентов, возможно приступать к анализу и структурированию, что можно сделать с помощью таких инструментов, как расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера. Завершая анализ рынка, главной целью является разработка эффективной стратегии развития бизнеса на основе полученных данных.
Профессиональное исследование рынка является важной задачей для повышения продаж и увеличения спроса на продукцию. Оптимально организованный маркетинговый анализ помогает избежать рисков и предугадать возможные угрозы. Однако, стоимость проведения такого анализа зависит от нескольких факторов.
Один из основных факторов — это метод сбора данных. Стоимость опроса может варьироваться от 40 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от количества вовлеченных в исследование респондентов и объема ресурсов, необходимых для аналитики. Цена на посевной опрос может изменяться в зависимости от типа опроса, количества вопросов в анкете и отбора аудитории, и варьируется от 40 000 рублей и выше. Опрос в онлайн-формате является одним из самых дешевых методов, а личный опрос является одним из самых затратных способов получения информации.
Кроме того, дополнительными методами для проведения исследования рынка могут стать фокус-группы (от 40 000 рублей), экспертные интервью (от 6000 рублей) или глубинные интервью (от 3300 рублей).
Анализ данных может оплачиваться отдельно от исследования рынка, и зависит от необходимости получения сжатой информации или полного отчета. Краткий отчет-презентация может стоить около 20 000 рублей, а полный отчет будет стоить приблизительно 30 000 рублей. Аналитическая записка стоимостью около 9000 рублей также может быть представлена.
Есть маркетинговые компании, которые предлагают более выгодные пакеты услуг для малого бизнеса, которые уже включают все расходы. Например, обзор рынка может стоить около 60 000 рублей и включать оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента. Конкурентный анализ под ключ может стоить около 55 000 рублей, а потребительский анализ — порядка 45 000 рублей.
Хотя затраты на исследование рынка могут казаться довольно высокими, они могут окупиться, если использовать полученные данные с умом и следовать разработанной профессионалами стратегии. Указанные цены актуальны на январь 2021 года.
Фото: freepik.com