Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС

Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС

Привычка потребителей искать на упаковке продукта дополнительные значки с информацией о товаре стала уже привычной. В дополнение к бренду и составу продукта, на упаковке можно найти иконо- и пиктографические маркеры, которые несут в себе разнообразную информацию о продукте. Однако производители и импортеры зачастую не совсем понимают, зачем нужно наносить эти маркеры на упаковку, какую именно информацию они передают, а какие из них обязательно должны быть на упаковке, а какие – нет.

Требования к упаковке и маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Требования к упаковке и маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз, созданный Россией, Казахстаном и Белоруссией, является объединением государств, которые стремятся к единообразию таможенного и иного законодательства, в том числе по вопросам технического регулирования. За период существования ЕАЭС уже были установлены единые требования к безопасности продукции, ее упаковке и маркировке.

Основная функция маркировки заключается в том, чтобы обеспечить потребителя полной, правильной и достоверной информацией о товаре. Продавцы обязаны выполнить эту обязанность согласно законодательству каждой страны-участницы, включая законы России, такие как законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». Нарушение правил маркировки может привести к административной ответственности, в России это установлено ст. 14.7 и 14.8 КоАП.

Основные требования к маркировке определены в техническом регламенте Таможенного союза 005/2011. Например, упаковка должна содержать обозначение материала, из которого она изготовлена, а также указывать для какого типа продукции предназначена. Кроме того, может содержать информацию об утилизации (метка Петля Мебиуса) (Рис. 1).

Одно из обязательных требований по маркировке - использование единого знака "EAC" на всей продукции, доступной на территории государств-членов ЕАЭС (Рис. 2). Знак должен быть виден на всем протяжении срока службы или годности продукта. Место нанесения знака определено в соответствии с категорией продукции и установлено ТР ТС.

Каждая группа товаров имеет свои требования по маркировке, установленные в соответствии с техническим регламентом. Ниже приведены основные группы товаров.

  • Продукты питания
  • Лекарственные средства
  • Косметические средства
  • Товары для детей и младенцев
  • Товары текстильной и легкой промышленности
  • Технически сложные продукты
  • Автомобили и автозапчасти
  • Производственное оборудование

В настоящее время состав ЕАЭС включает Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, а также два кандидата на вступление - Сирию и Таджикистан, а также Тунис. Хотя многие сравнивают ЕАЭС с Европейским союзом, не следует забывать, что ЕАЭС - чисто экономическое объединение, в то время как ЕС придерживается конфедеративных принципов.

Автор: Lorem Ipsum

Правила маркировки продуктов питания регламентируются в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Согласно этому документу на этикетке любого продукта данной категории должны присутствовать следующие данные:

  • Название продукта;
  • Вес, количество штук или объем;
  • Состав. Если продукт состоит из одного компонента без добавок и состав понятен по названию, то эту информацию указывать не нужно. Ингредиенты, присутствующие в ничтожно малом количестве (за исключением химических добавок и аллергенов), а также исчезающие в процессе производства, можно не указывать;
  • Пищевая ценность. Для некоторых товаров (например, воды, чая, мяса, рыбы, овощей, ягод, специй и т.п.) установлено, что указание этой информации необязательно;
  • Дата производства и срок годности;
  • Правила хранения, а также срок годности после вскрытия упаковки (если это необходимо);
  • Наименование и адрес производителя, а также место упаковки или производства (если они не совпадают), а также данные о представителе или импортере, который рассматривает обращения граждан по этому продукту (если они есть);
  • Советы по приготовлению и ограничения (если это необходимо);
  • Данные об использовании ГМО.

Кроме того, для кофеинсодержащих безалкогольных напитков на этикетке должно быть указано предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, беременных и людей с некоторыми заболеваниями.

Дополнительно к этой информации законодательство разрешает указывать на этикетке особые свойства продукта (например, «без консервантов», «со вкусом краба»), однако не все из них могут быть указаны без соответствующей документации (например, доказательства отсутствия ГМО).

Каждый товар, не зависимо от своего предназначения, должен быть изменен внешне и обозначен специальной маркировкой. Маркировка товаров является неотъемлемой частью их продажи и для некоторых категорий товаров она может иметь особенности.

Например, для косметических средств маркировка в виде указания сроков годности необходима для безопасности клиентов. В случае лекарственных препаратов маркировка поможет покупателю узнать состав, дозировку, взаимодействие с другими препаратами.

Непродовольственные товары, такие как бытовая химия, электроника и одежда, имеют свои особенности маркировки. Одежда, например, может иметь маркировку с указанием состава ткани и правил пранья, а электроника должна быть помечена сертификатами соответствия.

Сохранение правильной маркировки является ответственностью производителя товаров и необходимо для защиты прав клиентов на качественный и безопасный товар.

Маркировка парфюмерно-косметических товаров определяется в п. 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011, который содержит определенные требования к этикетке. Эти требования следует соблюдать, чтобы продукция соответствовала безопасностным и качественным стандартам.

Так, на этикетке должны быть указаны название продукции, ее назначение, данные о производителе, а также страна изготовления. Если изготовитель не принимает претензии самостоятельно на территории ТС, то следует указать наименование и контакты импортера или представителя. На этикетке необходимо указать объем или массу продукции в упаковке, а также срок годности. Если существуют особые условия хранения, они должны быть отражены на этикетке. Необходимо также указать меры предосторожности при использовании, предупреждения и сведения о партии и код для идентификации.

Некоторые дополнительные сведения обязательны только для отдельных групп товаров данной категории. Например, на выборке детской косметики должна быть надпись, указывающая на эту категорию товаров. Декоративные и окрашивающие средства должны содержать номер тона, а фторсодержащие средства для чистки зубов, десен и полости рта должны содержать массовую долю фторида.

Следует отметить, что ингредиенты парфюмерной композиции не нуждаются в более детальном описании в списке состава. Все сведения на этикетке обязаны быть на русском языке. Следуя данным требованиям, маркировка парфюмерно-косметической продукции будет корректной и безопасной для потребителей.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" предъявляются требования к маркировке товаров этой категории. Они делятся на две группы: обязательные для всех товаров и специальные, которые применяются только к тем товарам легкой промышленности, на которые установлены дополнительные требования.

Перечислим обязательные для всех товаров требования к маркировке: название продукции, адрес производителя, состав, дата изготовления, товарный знак (при необходимости), гарантийный талон и номер партии.

Кроме того, установлены специальные требования к конкретным видам продукции легкой промышленности. Для одежды и текстильных изделий (например, моделей) необходимо указывать состав продукта в процентах с указанием как натурального, так и химического сырья. Также нужно указывать знаки-правила ухода за товаром и, если требуется, инструкцию по использованию.

Изделия из трикотажа и текстиля, а также изделия из ковров, штор, покрывал и одеял должны иметь метку с указанием состава продукта и вида отделки, а также правила ухода за ним. Для полотен также указывается масса и устойчивость окраски.

Обувь должна быть маркирована, указывая модель, материал верха, низа и подкладки, а также символы-правила ухода. Если необходимо, обязательно нужно включить инструкцию по эксплуатации. Если обувь содержит мех, на метке должен быть указан вид меха и его обработки.

Кожгалантерейные изделия необходимо маркировать, указывая модель и материал верха, а также правила использования.

Если же имеется в виду кожа, на продукте должны быть метки, указывающие площадь и массу куска, сорт и, при необходимости, толщину.

Для шкурок меховых необходимо указывать тип меха и его обработки, а также сорт, марку и размер.

Правила маркировки упаковки импортируемых продуктов

Предыдущая статья рассказывала о том, какие данные должны содержать этикетки наиболее распространенных товаров. При маркировке импортированных продуктов соблюдаются определенные требования. Все указанные данные на упаковке, согласно правилам маркировки импортируемых товаров, должны быть написаны на русском языке и, при необходимости, на языке государства-члена ЕАЭС. Информация должна быть понятной, легко читаемой и надежной. Если необходимо, некоторые данные могут быть размещены на отдельной бумажке, которая прилагается к упаковке, или наклеены на верхнюю часть иностранной маркировки.

Маркировка является обязательным условием для выпуска товара на территории ЕАЭС. Процесс маркировки может быть выполнен производителем или импортером в любое время перед началом таможенной очистки груза. Это должно происходить после процедуры оценки соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. Продукты, которые обязаны пройти обязательную сертификацию или декларирование, должны быть оценены в аккредитованных на территории ЕАЭС общественных органах оценки соответствия. Процедура может быть начата изготовителем или получателем товара, а также их представителем.

Многие участники ВЭД сталкиваются со сложностями при маркировке товара. Большие европейские и азиатские производители часто отказываются от самостоятельной маркировки, необходимой для проведения таможенного оформления на территории ЕАЭС, и этот процесс приходится осуществлять импортеру. Ошибки при маркировке часто приводят к запрету выпуска товара и крупным финансовым потерям компании.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *