Упаковка молочных продуктов как фактор качества

Упаковка молочных продуктов как фактор качества

За последние годы интерес к пластиковой упаковке для молочных продуктов значительно вырос в России. Ее доля в общем объеме используемых упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация в стране побудила отечественных производителей упаковки к наращиванию производственных объемов, чтобы удовлетворять потребности рынка, в то время, когда поставщики молочной тары повышают свои требования по качеству товара.

В этой статье мы рассмотрим различные виды упаковок для молочных продуктов и к каким требованиям российское законодательство их относит.

На рынке молочной продукции сегодня представлено огромное разнообразие упаковки, что заставляет покупателей проводить много времени возле прилавков, выбирая нужный продукт. Молочную продукцию фасуют в бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную и жестяную тару. Производители молочной продукции стремятся предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, для чего необходимо знать, какие материалы упаковки следует использовать для каждой группы молочных товаров, а также как вид фасовки может повлиять на сроки хранения продукции. В этой статье мы рассмотрим три основных вида молочной упаковки.

Первый вид – мягкая упаковка (фин-пак, берта-пак и др.). Она считается наиболее универсальной. Упаковка изготавливается из полиэтилена повышенной прочности и имеет форму пакета. Она наиболее часто используется для розлива пастеризованного молока. Главные преимущества мягкой упаковки – это ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и некоторые недостатки: у мягкой упаковки низкие сроки хранения продукта, и упаковка теряет свою форму после вскрытия.

Второй вид – полужесткая упаковка, которая может быть произведена из термопластичных материалов, таких как полиэтилентерефталат, полистирол, полипропилен и других. Она обладает преимуществами перед полиэтиленовыми пакетами благодаря наличию формы и предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги для ее закрытия. Термопластичные материалы хороши для хранения кисломолочной продукции. Йогурты, сметана, ряженка, творог часто фасуются именно в такую упаковку. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если используется многослойный барьерный материал и газовая среда при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2-3 раза.

Третий вид – полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов (тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак и др.). Это картонные пакеты различных видов, которые сегодня являются популярным и распространенным решением для упаковки. Прочность материала, легкость, компактность и высокая экологичность (может подвергаться вторичной переработке) делают этот вид упаковки привлекательным. Самый популярный пакет данного вида фасовки называется тетра-пак. Он полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного времени.

Ежегодно в России производится около 33 млн тонн молока. Согласно данным Международной молочной федерации (IDF), потребление молока на душу населения в год составляет 173 литра в России, тогда как медицинская норма потребления – 392 литра, включая цельное молоко, которое должно составлять 116 литров.

Статья о молочной таре: маркировка и дизайн

По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.

Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.

Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.

В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.

Выбор упаковки для молочных продуктов

Как выбрать оптимальную упаковку для молочных продуктов

Хотя каждый год производители молочной упаковки предлагают новые технические и маркетинговые решения, определенные тенденции можно отметить в соотношении типа продукции и вида упаковки.

Молоко и жидкие молочные продукты обычно разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.

Кисломолочная продукция обычно фасуется в полужесткую тару, изготовленную из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости, изготовленную из ударопрочных материалов. Многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента в наружных слоях и черной сажи в среднем слое имеют высокую непрозрачность, что обеспечивает сохранность продукта на длительный срок.

Для творожной продукции и сливочного масла важно обеспечить высокую жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Для этой категории товаров подходят пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.

Традиционной упаковкой для мороженого являются материалы на основе бумаги, такие как пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др. Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, упаковывают в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизировать, используя горячий и холодный способы склеивания.

Для упаковки мягких сыров применяют парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.

Детское питание упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги, которые обеспечивают форму упаковки, влагостойкость и герметичность. Сухие молочные смеси обычно упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена все чаще используют для упаковки детского питания. Этот материал разрешен для пакования пищевых продуктов для детей и обеспечивает продукту длительное хранение в упаковке.

Сегодня, при выборе упаковки для молочной продукции, производитель должен учитывать не только ее внешний вид и характеристики, но и способ ее открытия. Наличие удобного механизма открытия упаковки является одним из ключевых факторов, влияющих на решение потребителя о покупке продукта. С помощью новых технологий были созданы различные способы закрытия/открытия пакетов с молочной продукцией. Некоторые из них наиболее популярны:

  • перфорация – для вскрытия упаковки нужно просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
  • отрывной ярлычок – дает возможность открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
  • пластиковая крышка – подходит для многократного использования, изготавливается из полипропилена, ее легко открывать и закрывать;
  • крышка обтекаемой формы – открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально и не может потеряться, расположенная под ней мембрана дает гарантию того, что пакет не был открыт ранее;
  • отверстие для соломинки – пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.

Также существуют и более инновационные виды упаковок, предоставленные современными технологиями. Наиболее популярной среди них является пластиковая тара, например, в форме стаканчиков. Она успешно используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и другие подобные продукты. Использование таких упаковок обусловлено их низкой стоимостью и возможностью индивидуализации, а в случае изготовления емкостей из полипропилена с дополнительным внутренним высокобарьерным слоем EVOH, такие упаковки могут пролонгировать срок хранения молочной продукции. Способы открытия/закрытия такой упаковки бывают разнообразными: пленка с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышка-нахлобучка, высечка (платинка) из фольги.

Недавним новшеством является асептическая упаковка, при которой продукт и упаковочный материал сначала стерилизуются, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая технология обеспечивает защиту от быстрой порчи продукта, дополнительно способствуя пролонгации сроков хранения без применения консервантов. Состав такой упаковки обычно включает картон, полиэтилен и алюминий.

Производители молочной упаковки предлагают широкий выбор продукции, различающейся по форме, материалу изготовления и способам фасования. Однако выбор между ними может быть сложным, так как каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, увеличение срока годности молочной продукции является одной из ключевых задач современных производителей, и различные инновационные упаковки вносят в этом важный вклад.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *