Кому доверить сервисное обслуживание и ремонт банкоматов?
Одним из важных условий нормального функционирования банковской сети самообслуживания является поддержание банкоматов в рабочем состоянии. Кроме того, это влияет на лояльность постоянных клиентов к банку. Поэтому необходимо выбирать надежные компании для сервисного обслуживания банкоматов, чтобы избежать несоблюдения договорных обязательств. Как сделать правильный выбор?
Сегодня на рынке ремонта и сервисного обслуживания банкоматов представлено множество компаний. Эта отдельная сфера бизнеса начала активно развиваться примерно семь лет назад, когда кредитные учреждения перестали заниматься самостоятельным обслуживанием банкоматов и начали передавать его на аутсорсинг.
Рынок ремонта и обслуживания банкоматов в России специализирован и отличается от западных стран более высокой монополизацией. Однако услуги сервисных компаний стали более гибкими и адаптированными к потребностям банков, чем моновендорные компании, занимающиеся производством оборудования.
В России только каждый двадцатый банк передает обслуживание своих банкоматов на аутсорсинг с незначительными поломками, в то время как в Европе данный показатель составляет восемь из десяти. При этом, уровень аутсорсинга с заменой запчастей выше в России и составляет около трех четвертей всех банков, но в Европе данный показатель можно назвать стопроцентным.
Однако не все банки соглашаются на аутсорсинг и продолжают осуществлять ремонт и обслуживание банкоматов своими силами. Это может быть связано с географией покрытия сервисных компаний, которые не всегда охватывают все регионы, или с необходимостью содержать инженеров в некоторых региональных банках.
Более того, плотность банковской сети самообслуживания также неравномерна в России, что делает невыгодным для сервисных компаний развивать сеть филиалов, покрывающих самые отдаленные уголки нашей страны. Однако некоторые сервисные компании идут на это, понимая, что это может привлечь потенциальных клиентов, и вкладывают средства в развитие собственной филиальной сети.
Таким образом, существует несколько игроков на рынке ремонта и сервисного обслуживания банкоматов, которые пытаются адаптироваться к особенностям российского рынка и предложить свои услуги банкам, несмотря на сложности, связанные с географией и монополизацией рынка.
Компания "Hendz Holding" представляет собой мультивендорную организацию, которая охватывает более 700 городов и имеет сеть из 16 000 банкоматов. Она специализируется на комплексном управлении техническим состоянием сети терминалов в качестве аутсорсинговой компании, обучении сервисных и инкассаторских специалистов, проведении экспертизы проектов перед продажей и продаже банковского оборудования отечественного и зарубежного производства.
Холдинговая компания «Ланит» занимается разработкой информационных решений для банкоматов, включая программно-аппаратные решения и системы удаленного мониторинга технического состояния терминальной сети. Компания также предоставляет сопроводительные услуги, такие как создание сценариев, эталонных образов и сборок для банкоматов, поддержка EMV-сертификации в системах VISA и Mastercard.
Помимо этого, «ЛАН АТМ сервис» продает и сервисно обслуживает банкоматы, а также сдаёт их в аренду для тестов. Компания также предоставляет в аренду собственные системы мониторинга. Однако, в целом создается ощущение, что основной фокус компании направлен не на продажи и обслуживание терминалов, а на разработке специализированного программного обеспечения для них.
Одна из старейших моновендорных компаний Америки – NCR – начинала свой путь с первого в мире механического кассового аппарата. Сегодня, после более чем 120-летней истории, компания выпускает и реализует каждый год более 50 000 банкоматов по всему миру. Еще 30 000 банкоматов NCR установлены во всех крупнейших банках России. Компания не только продает банкоматы и терминалы самообслуживания, но и участвует в их техническом сервисном обслуживании, а также разработке программного обеспечения для банков. Среди ее партнеров - группа компаний «БТЕ» и ЛАН АТМ Сервис.
Немецкая компания "Wincor Nixdorf" является европейским лидером в производстве и обслуживании банковских терминалов, а также занимает второе место в мире. Основное производство банкоматов расположено в Германии. В России компания имеет своё представительство, которое занимается развитием розничной сети продаж банковского оборудования и его сервисным обслуживанием. Согласно заявлению компании, она обладает 64 сервисными центрами и 36 региональными складами с запасными частями в нашей стране. Одна из услуг, которую предлагает "Wincor Nixdorf", - сервисный мониторинг терминалов для контроля их технического состояния и управления наличностью в них.
Компания «BS&S», которую основали инженеры и сервисные специалисты, проработавшие ранее в разных банках по своей специальности, гордится внедрением стандартов обслуживания и контроля качества собственных услуг. Её представительства находятся в семи федеральных округах, где обслуживается около двадцати тысяч банкоматов.
Компания «БТЕ», основанная в 2007 году, является единственной мультивендорной сервисной компании, способной осуществлять ремонт и техническое обслуживание банкоматов практически всех основных мировых производителей, таких как NCR, Diebold, Wincor Nixdorf, Nautilus.
С течением времени «БТЕ» развилась в группу компаний, теперь она занимается не только сервисной поддержкой банковского и небанковского оборудования, но и продажей, доставкой и такелажем банкоматов и другого оборудования для банков, обеспечением комплексной безопасности (в том числе укреплением банкоматов), поставкой программных решений для банковских сетей самообслуживания, дизайном новых и старых терминалов при помощи оклейки, окраски, а также установкой дизайнерских коробов на оборудование, и модернизацией банкоматов.
Компания предоставляет свои услуги по всей территории России и располагает собственными сервисными центрами во всех административных центрах страны, где имеются склады запасных частей. Сервис в «БТЕ» осуществляется в форматах FLM и SLM, а также по гибкой системе индивидуальных пакетов.
Компания находит любые, даже самые дефицитные запчасти благодаря практике использования в региональных сервисных центрах «банкоматов-доноров». Более 80% географии обслуживания компанией обеспечивается с помощью собственных специалистов, а оставшиеся 20% - приходятся на партнерскую сеть, которая распределена преимущественно на Дальнем Востоке.
В поиске подходящего сервисного центра для обслуживания банкоматов вы можете столкнуться с выбором между моновендорными компаниями, занимающимися только конкретным брендом оборудования, и мультивендорными компаниями, которые могут обслуживать множество видов банковских терминалов.
Если вы решите выбрать моновендорную компанию, то у вас будет постоянный доступ к запасным частям и расходным материалам, и обслуживание будет производиться через партнерские компании производителя. Однако, существует риск возникновения зависимости от одного поставщика и усугубления документооборота в случае закупки оборудования других производителей.
Мультивендорные компании могут быть более гибкими в условиях обслуживания и иметь большую экспертизу в обслуживании различных видов терминалов. При выборе мультивендорной компании необходимо учитывать следующие характеристики:
- наличие специалистов для всех типов терминалов;
- наличие собственных складов запасных частей;
- время ремонта с момента поломки;
- индивидуальный подход к услугам;
- полный охват территории.
Стоит также запросить у компаний информацию о ценах на сервисное обслуживание и виды услуг. Составление сводной таблицы позволит вам облегчить свой выбор и найти подходящего сервисного провайдера для банкоматов.
Фото: freepik.com