Как стать победителем в таможенном споре?
Предприниматели в России в настоящее время называют себя "стреляными воробьями", так как многие из них пережили "лихие 90-е" и кризисы 1998 и 2008 годов, а также не закончившуюся санкционную войну. Несмотря на все эти испытания, российские бизнесмены остаются выносливыми и находчивыми, но порой могут оказаться в непростой ситуации - в конфликте с таможенными органами. В нашей статье мы расскажем о том, в каких случаях таможенные споры могут оказаться для бизнеса опасными и как их можно избежать.
Таможенное право: на пути к увеличению доходов скрыты серьезные препятствия
Для многих компаний участие во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является ключевым фактором для увеличения доходов. Однако заинтересованность в увеличении прибыли находится в противоречии с возможными проблемами: штрафы и пошлины, задержки в доставке товаров могут привести к огромным затратам. Что же является причиной таких сложностей?
Проблемы в первую очередь связаны с правовым регулированием. Оно фиксируется в тысячах различных документов, включающих в себя как международные правовые акты и договоры, так и внутренние — от Конституции РФ до внутренних распоряжений руководства таможни. Здесь часто возникают противоречия и коллизии. Более того, ориентироваться в правовой базе может только высококвалифицированный специалист, но никак не рядовой участник ВЭД.
Вторым серьезным фактором является большое количество оценочных понятий. Представители таможенных органов самостоятельно решают вопросы достаточности доказательств, привлекаемые таможней эксперты не всегда объективны как в вопросах оценки стоимости товара, так и отнесения продукции к тому или иному типу. Размер штрафа по КоАП для юридических лиц зависит от экспертной оценки стоимости товара, которая может превышать реальную стоимость груза в несколько раз. Это демонстрирует такой случай, когда в начале 2016 года индивидуальный предприниматель К. из Екатеринбурга не был задекларировал груз надлежащим образом, и по экспертной оценке стоимость товара составила 690 тысяч рублей, при фактической уплаченной цене менее 70 тысяч рублей.
Кроме того, проблемы взаимодействия с таможенными органами заключаются не только в пробелах правового регулирования, но и в особенностях работы органов, в частности — в некомпетентности сотрудников таможни. Примером может послужить случай гражданина Н., который решил приобрести стройматериалы для личного пользования в Китае и привезти их в Россию. Он задекларировал груз надлежащим образом и уплатил пошлину. Однако спустя некоторое время после поездки его привлекли к административной ответственности: на момент пересечения им границы вступила в силу новая инструкция, меняющая порядок исчисления пошлины на данный груз. Гражданину был назначен внушительный штраф, хотя сами сотрудники таможни не знали об изменениях. Решение таможенного органа удалось оспорить в суде, однако это заняло продолжительное время.
Все большее внимание уделяется также политической ситуации в стране, которая косвенно влияет на работу таможни. Высокий уровень заинтересованности сотрудников таможни в завышении пошлин и штрафов вызван необходимостью увеличивать поступления в бюджет в условиях кризиса, которые можно увидеть в бюджетных поступлениях таможенных органов, уступающих только налоговым. В результате за последние годы ситуация в сфере таможенного оформления сильно ужесточилась: должностные лица стараются увеличить сборы с бизнеса, иногда забывая при этом о правах бизнеса.
Таможенные споры
Трений в таможенной сфере может возникнуть по разным причинам. Все таможенные споры можно условно разделить на несколько групп.
Административные споры
Административные споры связаны с применением санкций, предусмотренных главой 16 КоАП, и включают в себя штрафы и конфискацию имущества. Эту группу составляют жалобы предпринимателей на несправедливое привлечение к административной ответственности. Обычно административные штрафы накладывают "постфактум" по результатам проверки Таможенной Службой.
Коммерческие споры
Коммерческие споры - это споры, связанные с применением таможенного законодательства. Эта категория споров является самой многочисленной и включает множество глобальных вопросов, таких как неправильное начисление пошлин, претензии к действиям должностных лиц, несогласие с решениями о классификации товаров, отказ в предоставлении льгот и преференций и т.д.
Налоговые споры
Налоговые споры связаны с жалобами на неправильное начисление налога на добавленную стоимость (НДС).
Методы разрешения таможенных споров
1. Досудебное разбирательство
Считается, что подача жалобы в вышестоящие таможенные органы в некоторых случаях помогает оспорить действия должностных лиц. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня нарушения права от имени предпринимателя или его представителя. Преимуществами этого метода являются быстрое рассмотрение, отсутствие дополнительных расходов в виде пошлин и вступление решения в силу через сутки после принятия.
2. Обращение в суд
Если досудебное разбирательство не дает желаемого результата, участник ВЭД может подать иск в арбитражный суд.
Существует мнение, что многие компании опасаются судебных разбирательств. Однако, судебное разбирательство не должно вызывать страха, так как, по словам профессиональных юристов, решение по делу не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с таможенными органами. Следует также учитывать, что шансы на успех зависят от конкретной ситуации, с которой сталкивается предприниматель.
В России частота участия таможенных органов в суде занимает второе место после налоговых. Количество исков растет из года в год. Это связано с нарушениями в этой сфере и с повышением уровня правовой грамотности. Кризис также повлиял на эту ситуацию: если раньше предприниматели предпочитали закрывать глаза на нарушения со стороны таможенных органов, то сейчас штрафы стали более ощутимыми.
Однако предприниматели, которые борются за свои права, часто находят поддержку в судах. За 2015 год было рассмотрено множество дел, связанных с применением таможенного законодательства. Из 11 787 исков 7 846 были удовлетворены, что говорит о том, что вероятность победы в коммерческих спорах приближается к 70%.
Кроме того, из оставшихся категорий дел были удовлетворены иски об оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного дела, об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, а также о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу.
Можно сделать вывод, что суды действительно идут навстречу предпринимателям, которые защищают свои права. В то же время следует учитывать, что показатель положительных решений слегка снизился и сейчас составляет около 70%.
Как выиграть таможенный спор?
Конечно, дать точные рекомендации по участию в судебном разбирательстве сложно, так как каждое дело имеет свои особенности. Однако есть несколько общих советов, которые подойдут к любому случаю:
- Следите за сроками подачи апелляций и жалоб на таможенные решения.
- Соберите доказательства нарушений со стороны таможни.
- Обратитесь к профессиональному таможенному адвокату.
Судебные споры по таможенным вопросам требуют от участников навыков и опыта. Поэтому лучшим решением для ведения дела будет найм опытного адвоката, который специализируется в области таможенных споров.
Любой таможенный спор может стать для бизнеса значительной статьей расходов и даже большой проблемой. Он может привести к срыву сроков поставок, расторжению договора или даже к уголовному преследованию. Необходимо уделить максимум внимания подготовке документов, чтобы избегать таможенных споров. Однако, если нарушение прав ВЭД все же произошло, то не стоит бояться судебного разбирательства. Практика показывает, что часто таможенные споры решаются в пользу бизнеса, если у него есть хороший адвокат.
Фото: freepik.com