Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Активно обсуждаемая в наши дни тема цифровой трансформации является предметом обсуждения в деловых кругах. Считается, что компании, не следующие за новейшими технологическими направлениями, лишены будущего. Тем не менее, до сих пор не все понимают, что же подразумевается под данной темой, и какие определения наиболее точно описывают ее суть. В данной статье мы постараемся прояснить эту актуальнейшую тему: расскажем, что представляет из себя цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества получает предприятие в процессе ее осуществления и какие технологии используются в процессе диджитализации бизнес-процессов.
Суть цифровой трансформации
Многие считают, что цифровизация – это лишь внедрение информационных технологий в деловые процессы. Однако, это не совсем верно, поскольку цифровая трансформация не сводится только к использованию ИТ-систем, хотя они и являются неотъемлемой частью этого процесса.
Концепция цифровой трансформации не случайно основана на термине "трансформация". Речь идет о полном изменении бизнес-моделей, таких как стратегия развития, цели и принципы, продукты и услуги, подход к взаимодействию с клиентами, а также структура и корпоративная культура компании. Это означает, что в новое время необходимо произвести коренное преобразование всего бизнеса, перевести его на цифровые рельсы. Для этого широко используются платформенные решения, которые контролируют работу цифровой экосистемы, осуществляющей интеграцию сервисов предприятия и обеспечивающей комплексное изменение всех внутренних процессов.
Но следует отметить, что цифровая трансформация является актуальной не только для коммерческих структур. Она также востребована в государственном секторе, включая медицину и здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли деятельности, так как она может существенно повысить эффективность этих областей. В национальном масштабе понятие цифровой трансформации существует как одна из приоритетных национальных целей развития России до 2030 года, что было отражено в Указе Президента от 21 июля 2020 года.
Одной из главных задач современных компаний является повышение эффективности своей работы и улучшение взаимодействия с клиентами. Для решения этих проблем, а также для оптимизации управления предприятием и повышения конкурентоспособности, используется цифровая трансформация.
Данная технология позволяет ускорить проведение операций, устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов. Благодаря этому, снижается себестоимость продуктов, растет производительность, достигается экономия средств.
Кроме того, информационные технологии помогают повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. С помощью цифровой трансформации можно создавать принципиально новые сервисы, что становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности. Клиенты должны мочь получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что возможно только после цифровой трансформации бизнеса.
Автоматизированный сбор и анализ данных также упрощает контроль за деятельностью предприятия, более оперативное принятие правильных решений и улучшение качества обслуживания клиентов.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности достигается за счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, создания новых продуктов и решений. Цифровая компания оперативно реагирует на изменения условий рынка, и это тоже является плюсом к конкурентоспособности.
Однако, прежде чем приступать к преобразованиям, необходимо убедиться в готовности компании к изменениям. Важнейшее из этих условий - так называемая цифровая зрелость, отражающая готовность к digital-преобразованиям. Это включает в себя наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Важно оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, процессы и целевые сервисы, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру.
Только тщательно продуманный и организованный процесс цифровой трансформации позволит компании стать конкурентоспособной в условиях цифровой эпохи и сохранить свои позиции на рынке.
Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.
Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.
Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.
DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com