Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений
Одним из главных недостатков электродвигателя является наличие высокого пускового тока в момент его запуска. Кроме того, появляется значительная нагрузка на механические узлы оборудования, которое он приводит в действие. Чтобы избежать этих негативных эффектов, изобретены устройства плавного пуска (УПП).
На сегодняшний день в промышленности наибольшей популярностью пользуется асинхронный двигатель переменного тока. Его особенностью является простое устройство, экономичная эксплуатация, работа от трехфазной переменной сети, высокий КПД и эко-безопасность. Тем не менее, традиционное исполнение двигателя имеет несколько недостатков, которые уже не удовлетворяют современным требованиям рынка.
Важной проблемой является высокий пусковой ток, который при запуске двигателя создает большую нагрузку на питающую сеть, что может привести к снижению напряжения в сети и ухудшению качества электрической энергии. Это подвергает риску все устройства и приборы, подключенные к этой сети. Кроме того, резкий рывок при запуске также сокращает время эксплуатации механических узлов приводимого оборудования.
Чтобы решить эти проблемы были созданы устройства плавного пуска электродвигателей. В статье рассматривается выбор и задачи таких устройств, которые эффективно решают проблему высокого пускового тока и значительной нагрузки на механические узлы приводимого в действие оборудования.
Устройство плавного пуска (УПП) – это специальное устройство, которое предназначено для решения проблем, связанных с пуском электродвигателей. Как правило, основным недостатком пуска напрямую от сети является скачкообразная подача напряжения питания на двигатель. Обмотка статора двигателя имеет малое омическое сопротивление, а рабочее индуктивное сопротивление устанавливается только в момент выхода двигателя в «режим». В промежуток времени с момента включения в сеть до выхода двигателя в «режим» сопротивление очень мало и сила тока сильно возрастает. В результате получаем высокий пусковой ток, который достигает 6-8 или даже 10-12 кратного увеличения номинального тока потребления.
Для решения проблемы необходимо ограничить пусковые токи и осуществить плавный разгон двигателя до номинальных режимов. Использование УПП позволяет снизить нагрузки на механические узлы и значительно увеличить срок службы оборудования. Кроме того, УПП способен устранять рывки в механической части электропривода в момент запуска электродвигателей, а также гидравлические удары в трубопроводах и задвижках в момент пуска и остановки насосов.
Поэтому использование УПП является рациональным решением для предотвращения поломок и повышения надежности работы оборудования.
Устройство плавного пуска асинхронного электродвигателя основано на использовании тиристоров - полупроводниковых приборов, которые могут проводить ток после получения управляющего напряжения и "закрываться" при прохождении значения тока через ноль. Тиристоры соединяются по встречной схеме для каждой из фаз трехфазной системы. При необходимости регулирования напряжения на силовых клеммах электродвигателя, управляющее напряжение подается на электроды тиристоров, благодаря чему возможно регулирование механических нагрузок в электроприводе. Кроме того, данный тип электродвигателя можно плавно останавливать, что особенно актуально при использовании низкоинерционных нагрузок.
Однако такие устройства имеют существенные недостатки: способность справляться только с низкими нагрузками или запускать двигатель в холостую; риск перегрева двигателя, а также возможность выхода из строя полупроводниковых элементов при увеличении времени запуска; снижение напряжения ведет к снижению крутящего момента на валу.
Существуют более совершенные устройства, которые не имеют таких недостатков. Они делятся на амплитудные и частотные, которые отличаются основным принципом действия и стоимостью. Частотные устройства более сложны в установке и наладке, но их использование целесообразно в условиях, когда необходимо изменять скорость вращения электродвигателя.
Варианты УПП
Существует два основных типа устройств плавного пуска:
- Регуляторы напряжения без функции обратной связи
- Регуляторы напряжения с функцией обратной связи
Регуляторы напряжения без обратной связи
Это наиболее распространенный тип устройств плавного пуска. Регулировка напряжения может осуществляться по двум или трем фазам, однако это происходит по заданным пользователем параметрам. Эти параметры включают время и начальное напряжение запуска. Благодаря этому устройства могут уменьшить пусковой ток и момент, а также обеспечить плавную остановку. Тем не менее, момент не регулируется в зависимости от нагрузки на двигатель.
Регуляторы напряжения с обратной связью
Они являются усовершенствованной версией предыдущей группы. Они контролируют фазовый сдвиг между напряжением и током в обмотках статора и используют полученные данные для регулировки напряжения на клеммах двигателя. Это гарантирует запуск наименьшим значением пускового тока и достаточным значением механического крутящего момента. Кроме того, полученные данные используются для защиты от перегрузки, дисбаланса фаз и других параметров.
Прогрессивные УПП
Прогрессивные УПП имеют следящие цепи, которые контролируют нагрузку в каждый конкретный момент времени. Эти устройства подходят для приводов, характеризующихся тяжелыми и очень тяжелыми пусковыми режимами, для которых обычно используют преобразователи частоты. Более того, данные устройства позволяют снизить энергопотребление.
Использование устройств для плавного пуска
Устройства для плавного пуска могут использоваться везде, где применяются электродвигатели. Однако для выбора таких устройств важно учитывать нагрузку на двигатель и частоту запусков.
Если нагрузка на двигатель невелика, а его запуск происходит редко, то подойдут регуляторы без обратной связи или вообще регуляторы пускового момента. Это может быть актуально для шлифовальных станков, некоторых вентиляторов, роторных дробилок и вакуумных насосов.
Однако если высокая нагрузка сочетается с частым и инерционным запуском, то стоит выбирать регуляторы напряжения с обратной связью, возможно, с запасом по номиналу. Такие устройства могут быть целесообразны при использовании ленточной пилы, центрифуги, сепаратора, распылителя, лебедки, вертикального конвейера.
Дополнительно можно упомянуть, что в Европе запрещено запускать электродвигатели мощностью 15 кВт и выше без устройств для плавного пуска в соответствии с законодательством.
Цены на софтстартеры и их нестабильность в последние годы являются неотъемлемыми компонентами рынка. По словам экспертов, подобное явление вызвано высокой стоимостью импортных товаров, в том числе и продукции многих отечественных компаний, производящихся за рубежом или изоляционных материалов, выпускаемых в России на основе импортных комплектующих. Из-за нестабильности валют наблюдаются колебания цен на софтстартеры.
Уровень стоимости софтстартеров напрямую зависит от их характеристик. Некоторые модели, начиная от 7 тысяч рублей, могут иметь заданный номинальный ток. Но более мощные модели, стоимость которых может достигать 700 тысяч рублей, позволяют равномерно распределить ток до 1200 А.
Фото: freepik.com